LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Чем провинился фильм «Унесённые ветром»?

Фильм «Унесённые ветром», один из самых кассовых в мировом кинематографе, был удалён с платформы потокового мультимедийного вещания компанией Warner Media, которая обладает правами на эту ленту и теперь решила снабдить её пояснительными субтитрами.

«Унесённые ветром», самый кассовый фильм в истории кинематографа, действие которого разворачивается на фоне Гражданской войны в США, был временно удалён с платформы потокового мультимедийного вещания и возвращён после дополнения пояснением. Это произошло на фоне волнений, охвативших США после убийства чернокожего полицейским.

Можно ли судить произведения искусства исходя из современных представлений о равенстве? Каролин Констан рассказывает об истории и контексте создания фильма и книги, по которой он был снят.

Фильм «Унесённые ветром», один из самых кассовых в мировом кинематографе, был удалён с платформы потокового мультимедийного вещания компанией Warner Media, которая обладает правами на эту ленту и теперь решила снабдить её пояснительными субтитрами.

«Унесённые ветром» — это не документальный фильм о положении чернокожих невольников в Америке времён войны Севера и Юга, но, похоже, такая мысль не приходит в голову руководству телевещательной сети HBO. Эта лента представляет собой романтическое повествование о формировании личности молодой женщины из хорошей семьи, живущей на рабовладельческом Юге Америки. Главная героиня фильма — Скарлетт О’Хара – избалованная девчонка, которой пришлось взрослеть, отбрасывая один за другим моральные устои своего времени. Она — настоящая мерзавка, как говорил её третий муж Ретт Батлер, всю жизнь любивший её и отлично разбиравшийся в людях. Роман был опубликован в 1936 году, и образ Скарлетт резко контрастировал с общепринятыми тогда канонами: она не была образцовой матерью и покорной супругой, смиренно занимавшей то место, которое было отведено ей обществом. То, что сегодня кажется нам вполне нормальным, тогда произвело маленькую революцию.

Жизненный путь автора книги схож с судьбой её героини. Маргарет Митчелл родилась в 1900 году. Её предки были жителями американского Юга. Они управляли хлопковыми плантациями, на которых трудились рабы. Их поместья и стали прообразом усадьбы «Тара», принадлежавшей родителям Скарлетт. Будущая писательница выросла в этой среде. Здесь Маргарет Митчелл, белая женщина, почерпнула сюжеты для своего будущего романа, узнала, что такое Ку-клукс-клан. Но ни в книге, ни в фильме рабы, за исключением Мамушки (актриса Хэтти Макдэниэл), няни Скарлетт, не занимают центрального места. Их освобождение дало повод для написания романа, но не стало его темой. Да, Маргарет Митчелл подчёркивает их покорность, их неправильную речь. И пусть это нельзя считать извинением, но автор книги была белой женщиной, занимавшей высокое положение в обществе и родившейся во времена, отличающиеся от нынешних. Проблема состоит не в заблуждениях, изложенных в романе «Унесённые ветром», а в тех стереотипах, которые живы до сих пор.

23 февраля 2020 года в Джорджии, родном штате писательницы, бывший полицейский и его сын убили некоего Ахмода Арбери. Он был чернокожим, бежал по улице, то есть всего лишь занимался спортом, но этого оказалось достаточно, чтобы дать повод для агрессии. Так что расизм существует и сегодня, хотя прошло уже 155 лет с момента окончания Войны Севера и Юга и 52 года со дня принятия Закона о гражданских правах, который на словах положил конец нормам, поддерживавшим сегрегацию.

Так следует ли отвергнуть и Скарлетт О’Хара, и фильм, и книгу? Конечно нет. Они были свидетельствами своей, а не нашей эпохи. В истории кино эта лента занимает важное место. Она стала первым фильмом, снятым по технологии «техноколор», были затрачены огромные средства на то, чтобы показать охваченную огнём Атланту и сделать эпизод, в котором зритель видит сотни раненых в битве под Питтсбургом… В фильме снимались выдающиеся актёры: Кларк Гейбл, Вивьен Ли, Оливия де Хэвилленд. За роль Мамушки Хэтти Макдэниэл получила «Оскар», став первой чернокожей актрисой, удостоенной этой награды. В условиях сегрегации она не была приглашена на премьеру фильма, и ей даже пришлось отговаривать Кларка Гейбла от решения бойкотировать просмотр. Чтобы добиться для неё права присутствовать на церемонии вручения «Оскар», продюсер Дэвид Сэлзник был вынужден прибегнуть к угрозам. Многие упрекали Хэтти Макдэниэл в том, что она соглашалась только на роли служанок и тем самым содействовала укреплению стереотипов, существовавших на Юге, но в ответ актриса говорила, что лучше уж получать деньги, играя прислугу, чем быть таковой. И в этом она была права.

В 1919 году мир познакомился с творчеством Оскара Мишо – режиссёра, актёра, продюсера и сценариста, разрушавшего расистские стереотипы американского общества. Его фильм Within our gates («В нашем дворе», 1920 г.) стал своеобразным ответом на снятую четырьмя годами ранее ленту «Рождение нации» Д.У. Гриффита, в которой режиссёр, пусть и в сдержанной форме, одобрил действия убийц в острых колпаках. Стоит напомнить, что на заре кинематографа не могло быть и речи о приглашении для участия в фильмах чернокожих артистов. Все роли исполняли загримированные белые актёры. Грим, известный сегодня под названием «блэкфейс» (blackface), является одним из самых отвратительных проявлений расизма, так как он стал символом отрицания другого человека.

В обоих фильмах – «Рождение нации» и «Унесённые ветром» — действие происходит на фоне Войны Севера и Юга. В США снято немало сериалов и фильмов, способствовавших героизации этого периода истории и не отрицавших наличие разлома в американском обществе. По ним мы можем судить о том, как менялась эпоха. Однако ленты 80-летней давности не отражают реалий современности. «Унесённые ветром» — фильм 1939 года, снятый по роману женщины-южанки. Но с тех пор прошёл 81 год. За это время появились другие киноленты, написаны другие книги… Любое произведение искусства следует рассматривать в контексте того времени, когда оно было создано.

Опубликовано 11/06/2020

На ту же тему

Свободные пираты из манги «One Piece» Эйитиро Оды

В начале декабря свет увидел сотый выпуск знаменитой приключенческой манги. Культовое произведение в цвете стало одной из самых популярных манг во всём мире, потеснив даже с первого места мангу Dragon Ball («Жемчуг дракона»). «One Piece» стала самым продаваемым изданием одного и того же автора-иллюстратора за всю историю. Но за приключенческим повествованием стоит и политический подтекст.

Читать полностью »

Музейщики Парижа бастуют

Около пятидесяти сотрудников музея парижской истории Карнавале вышли 10 октября на акцию протеста. Они требовали срочно нанять новых сотрудников. С 2016 года персонал уменьшился с 80 сотрудников до 36.

Читать полностью »