LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

COVID-19. Эпидемия закончилась? Мнение исследователей

Всемирная организация здравоохранения напомнила, что соблюдать меры предосторожности по-прежнему необходимо, так как ситуация с пандемией в мире остаётся опасной, несмотря на улучшение обстановки в Европе. Однако некоторые учёные предполагают, что эпидемия Covid-19 может завершиться уже этим летом. Сейчас обсуждается несколько вариантов дальнейшего развития событий.

Пандемия в Европе идёт на спад. Несмотря на частичную отмену мер самоизоляции вторая волна заболеваемости, которой опасались эпидемиологи, пока что не зафиксирована ни в одной из стран. Означает ли это, что угроза миновала?

Сегодня, когда мы знаем о коронавирусной инфекции гораздо больше, чем несколько месяцев назад, учёные смоделировали несколько вариантов дальнейшего развития событий, от наиболее до наименее благоприятного.

Всемирная организация здравоохранения напомнила, что соблюдать меры предосторожности по-прежнему необходимо, так как ситуация с пандемией в мире остаётся опасной, несмотря на улучшение обстановки в Европе. Однако некоторые учёные предполагают, что эпидемия Covid-19 может завершиться уже этим летом. Сейчас обсуждается несколько вариантов дальнейшего развития событий.

Неужели скоро всё закончится? Европейцы, для которых период самоизоляции в основном завершился в начале мая, постепенно возвращаются к привычной жизни. Однако, представители власти всё чаще призывают к бдительности, напоминая людям о том, что вирус по-прежнему существует и мы (пока) не застрахованы от новой эпидемической вспышки. Заместитель руководителя Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по вопросам чрезвычайных санитарных ситуаций Майкл Райан предупреждал ещё 14 мая: «Вирус может стать эндемичным и никогда не исчезнуть». Это означает, что необходимо соблюдать осторожность в условиях эпидемии, которая только во Франции унесла жизни около 30 000 человек (в мире её жертвами стали свыше 400 000 человек) и преподносит всё новые сюрпризы с момента её выявления в декабре 2019 года. Однако с конца мая раздаются и более оптимистичные голоса. Некоторые учёные выдвигают гипотезу о скором окончании эпидемии во всём мире. Стоит ли этому верить? Попробуем разобраться.

1. После отмены карантина новой вспышки заболеваемости не произошло.

«Во Франции эпидемия Covid-19 находится под контролем», — эту хорошую новость сообщил в пятницу председатель Учёного совета Жан-Франсуа Дельфресси. Все ключевые показатели эпидемического процесса (появление новых заболевших, количество госпитализированных и умерших) во Франции, как и в остальной части Европы, на протяжении последних полутора месяцев продолжают снижаться. «Сейчас прошло уже достаточно времени для того, чтобы утверждать, что в первые недели после снятия карантина вспышки заболеваемости не произошло», — подчеркнул Антуан Флао, директор Института всемирного здравоохранения, отметив, впрочем, что «до тех пор, пока регистрируются новые случаи», нельзя исключить вероятность второй волны.

На прошлой неделе во Франции было зафиксировано наименьшее количество новых заболевших за период с февраля текущего года: ежедневно выявлялось около 1 000 случаев, тогда как в начале марта их количество достигало 80 000. «Снятие карантина происходит благополучнее, чем мы ожидали», — признаёт Пьеррик Трануэ, специалист по моделированию, член объединения CoVpréhension, занимающегося популяризацией данных по Covid-19, получаемых эпидемиологами на основании проводимых анализов. Стоит напомнить, что 7 мая 2020 года Учёный совет давал прогноз о возможности 4 000 случаев заражения в день. Нынешние показатели далеки от этой цифры.

В четверг тринадцать членов Учёного совета представили четыре возможных сценария развития событий на ближайшие месяцы. Они варьируются от наиболее благоприятного («контролируемая» эпидемия в нескольких локализованных очагах) до самого пессимистического, согласно которому ситуация осложнится до критического уровня. «Наиболее вероятным нам представляется сценарий номер один, то есть контролируемая эпидемия», — заявил Жан-Франсуа Дельфресси в эфире France Inter.

2. Кривая эпидемии имеет форму параболы.

Некоторые учёные выдвигают ещё более оптимистичную гипотезу, прогнозируя почти полное завершение пандемии к концу августа. Изучив динамику развития эпидемии во многих странах, они заметили, что все графики имеют очертания параболы. «В пятидесяти странах, где новых случаев сейчас почти не фиксируется, независимо от наличия или отсутствия в них режима самоизоляции, количество заболевших росло на протяжении первых четырёх недель, достигало пика, а затем снижалось в течение восьми недель, после чего численность заражённых приближалась к нулю. На сегодняшний день нигде не началась вторая волна, — говорит Жан-Франсуа Туссен,директор Института биомедицинских исследований и эпидемиологии спорта (Irmes). — Если эта тенденция подтвердится в Южной Америке, пока находящейся в фазе роста эпидемии, то, возможно, в августе на планете не будет отмечаться значимых показателей заражённости».

Однако такая динамика соответствует первой фазе эпидемического процесса, и ничто не даёт оснований для исключения возможного начала второй его фазы. «Инфекции существуют всегда, так что на фоне активных контактов и открытия границ вполне возможен повторный перенос вируса в те регионы, которые смогли от него избавиться. Таким образом в них восстановится цепочка передачи этой инфекции, что и станет причиной новой вспышки заболеваемости, — объясняет вирусолог Этьен Декроли. – А значит, рано говорить, что эпидемия закончилась». Жан-Франсуа Туссен не исключает прихода второй волны, но считает его «чрезвычайно маловероятным, потому что нигде нет ни малейших намёков на такое развитие событий». Но если эпидемия на самом деле идёт на спад, что стало причиной этого? С другой стороны, можно ли доверять гипотезам о скором завершении пандемии?

3. Достиг ли вирус своих потенциальных целей?

«Болезни, передающиеся воздушно-капельным путём, например, грипп, очень заразны. За шесть недель весь мир почувствовал это на себе. Думаю, именно так случилось и с Covid-19: он появился, за определённое время успел поразить свои потенциальные цели и уже ушёл», — рассуждает Лоран Тубиана, генеральный директор Научно- исследовательского института подтверждения данных в сфере здравоохранения (Irsan). Этим может объясняться вероятное исчезновение вируса Sars-CoV-2: он накрыл бы всю Европу, и если большая часть населения не была инфицирована, то это потому, что не она была его мишенью. «Во Франции коронавирусом заразилось лишь около 7 % населения, а этого явно недостаточно для того, чтобы говорить о всеобщем инфицировании», — отмечает Антуан Флао. Есть регионы, где зафиксировано очень мало случаев, так что едва ли вирус активно циркулировал в них и представлял угрозу для всех.

В подтверждение гипотезы о том, что вирус уже поразил свои цели, учёные выдвигают версию, согласно которой многие люди имели иммунитет к коронавирусу ещё до его появления. «Есть много отрицательных результатов тестирования, объяснить которые мы не в состоянии. Речь идёт о людях, которые регулярно контактировали с инфицированными, наверняка подвергались опасности, но получили отрицательные результаты анализов на коронавирус. Вирус даже не проник в их организм: он вошёл в одну ноздрю и вышел из другой. Очевидно, они имеют неспецифический иммунитет, невосприимчивость к коронавирусу», — рассказывает эпидемиолог Жан-Франсуа Туссен. То есть люди, обладающие защитой от вируса, не избежали контакта с ним, но сумели его победить. Иммунологи считают эту гипотезу обоснованной.

4. COVID-19 побеждён другими коронавирусами?

Ещё одна гипотеза, объясняющая невосприимчивость некоторых людей к инфекции, основывается на наличии перекрёстного иммунитета. Возможно, многие оказались защищены от заражения Covid-19 благодаря тому, что ранее были инфицированы другими коронавирусами и, следовательно, выработали иммунитет к ним. Существует четыре типа вирусов, вызывающих лёгкий насморк. По информации американских учёных, антитела и лимфоциты, вырабатываемые организмом для борьбы с Sars-CoV-2, обнаруживаются у людей, которые ранее были инфицированы другим коронавирусом. Это означает, что предыдущее заражение даёт организму оружие, позволяющее блокировать проникновение нового коронавируса. «Однако мы не можем утверждать, что этих антител и лимфоцитов достаточно для того, чтобы избежать заражения Covid-19, — отмечает Пьеррик Трануэ. – Мы не в состоянии доказать это, оперируя цифрами, но гипотеза выглядит вполне убедительной». «Независимо от того, идёт ли речь о неспецифическом или о перекрёстном иммунитете, все эти рассуждения укладываются в теорию, согласно которой Sars-CoV-2 уже поразил почти все свои потенциальные цели, — настаивает Лоран Тубиана. – Если не начнётся вторая волна, то можно с большой вероятностью предположить, что одна из этих гипотез подтвердится. А значит, в дальнейшем можно ожидать исчезновения вируса».

Другая группа учёных считает такой взгляд на предмет излишне оптимистичным. Они напоминают, что иммунитет к болезни – явление временное. «Возможно, краткосрочный перекрёстный иммунитет приводит к затуханию первой фазы эпидемии, но через несколько месяцев или лет может начаться вторая её волна, -предупреждает Доминик Равье, иммунолог университетской клиники Дижона. — Не стоит забывать и о таком факторе как сезонность. Если вирус не зависит от сезона, то, вероятно, эпидемия закончится в этом году и больше не повторится, несмотря на недолговечность иммунитета».

5. Вирус исчезнет летом?

Ещё одна гипотеза, объясняющая контролируемый характер эпидемии в Европе и Азии, строится на сезонности распространения Sars-Cov-2, то есть на том факте, что летом он менее активен, чем зимой. «Возможно, именно поэтому в странах северного полушария с умеренным климатом эпидемия не возобновляется. Однако в некоторых странах южного полушария с умеренным климатом (Чили, Аргентина, южные регионы Бразилии) экспоненциальный рост количества заболевших совпал с началом холодного времени года», — подчёркивает Антуан Флао. Вместе с тем в странах Тихоокеанского бассейна первая фаза эпидемии закончилась примерно месяц тому назад, то есть с приходом зимы в южное полушарие. Пока нет никаких научных данных, подтверждающих, что вирус по-разному реагирует на те или иные климатические условия, а значит, ответ на вопрос о сезонности его распространения может быть получен в конце июня. По словам эпидемиолога Жан-Франсуа Туссена, «если эпидемический цикл в южном полушарии охватывает почти весь зимний период, демонстрируя способность к сохранению вирусной активности в различных регионах Южной Америки, значит, можно предположить, что вирусу свойственна сезонность, и он вернётся в северное полушарие осенью 2020 года. Но это вероятно лишь в том случае, если в ближайшие месяцы уровень заражённости и агрессивность вируса останутся на очень высоком уровне». На сегодняшний день кривая распространения инфекции в Южной Америке и график смертности от неё по-прежнему направлены вверх. «Этот регион требует самого внимательного наблюдения, потому что если через две-три недели мы заметим, что в Южной Америке пик эпидемии преодолён, она пошла на убыль, значит, динамика здесь такая же, как на всех остальных континентах, и в августе эпидемия подойдёт к концу». По словам профессора Туссена, в этом случае предположение о сезонности вируса придётся признать ошибочным, и возобновления эпидемии «нельзя будет исключить до тех пор, пока будут регистрироваться новые случаи, но оно станет маловероятным».

6. Когда можно будет говорить об окончании эпидемии?

Пока невозможно предсказать, обрушится ли пресловутая вторая волна на те регионы, где эпидемию, кажется, удалось обуздать, а потому трудно представить себе, что однажды можно будет с уверенностью утверждать: «Covid-19 остался в прошлом». «Даже когда новых случаев уже не будет, способность вируса к распространению останется настолько высокой, что эпидемия сможет возобновиться из-за нескольких заражений», — считает эпидемиолог Катрин Хилл. Так когда же станет возможным снятие всех ограничений, обусловленных кризисом? «Ответ на этот вопрос зависит от определения порога «значимости», по поводу которого удастся достичь согласия. Дискуссия обещает быть жаркой, ведь некоторые станут утверждать, что у нас нет доказательств окончания этой эпидемии… Впрочем, может быть, их никогда и не будет», — поясняет Жан-Франсуа Туссен. Некоторые эксперты, в том числе Антуан Флао, полагают, что при выявлении менее чем 100 случаев в сутки в такой стране как Франция все меры социальной изоляции следует отменить, в том числе и запрет на массовые мероприятия. Более осторожные представители научного сообщества считают необходимым дождаться того момента, когда численность госпитализированных и умерших будет совсем мала. Но все сходятся во мнении, что уже сейчас пора принимать меры, чтобы не допустить перегрузки больниц и повторения той ситуации, которая сложилась в марте-апреле 2020 года.

Опубликовано 09/06/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »