Дикая забастовка курьеров «Деливери-клаба»

«Люди в зелёном» вышли на протест против штрафов и увольнений. В конце мая компания ввела новые правила распределения заказов. Раньше каждый работал в своём районе. Теперь заказы стали падать в разные концы города, увеличивая время в пути, удорожая проезд и подставляя его под штрафы за опоздание.
«Люди в зелёном» вышли на протест против штрафов и увольнений. В конце мая компания ввела новые правила распределения заказов. Раньше каждый работал в своём районе. Теперь заказы стали падать в разные концы города, увеличивая время в пути, удорожая проезд и подставляя его под штрафы за опоздание.

В Москве бастуют курьеры Деливери-клаб. Работники крупнейшего в России сервиса доставки еды массово не вышли на смену в эту пятницу. Несмотря на заверения компании, что проблема улажена и никакой забастовки нет, десятки курьеров собрались у офиса Delivery Club на северо-западе Москвы, не побоявшись разразившейся бури и угроз увольнения. И гораздо больше было тех, кто в этот день просто не открыл смену в своём приложении для Android.  

«Люди в зелёном» вышли на протест против штрафов и увольнений. В конце мая компания ввела новые правила распределения заказов. Раньше каждый работал в своём районе. Теперь заказы стали падать в разные концы города, увеличивая время в пути, удорожая проезд и подставляя его под штрафы за опоздание. За отклонённый заказ – снова штраф; 300 рублей при среднем дневном заработке 2000 рублей за 12-ти часовую смену. Многие обнаружили, что после недели работы на улице в аномальных условиях (не только пандемия, но и самые сильные за полвека дожди в Москве) они не только ничего не заработали, но ещё и остались должны компании.

Люди возмутились. Волна гнева прокатилась по соцсетям и координирующим работу курьеров чатам. Всё чаще стало звучать слово «забастовка». Деливери-клаб отреагировал двояко: с одной стороны, объявил, что новая система была просто тестом и что эти штрафы будут компенсированы, а с другой – выступавшие за забастовку были безо всякого предупреждения уволены. Курьеры рассказывают, что сразу полтысячи человек были выброшены на улицу.

Виктор только вчера обнаружил, что не может выйти на смену. «После того, как я написал в чат, что надо всем выходить к офису, мой аккаунт был заблокирован, а на телефон пришло извещение, чтобы я сдал свою форму. Таким же образом были уволены пятьсот человек. Просто за то, что мы посмели заикнуться о своих правах…»

Тем не менее, задушить протест в зародыше у боссов не вышло. Абай объясняет: «Они говорят, что вернули нам штрафы, но это неправда! Они вернули только часть, а про остальное говорят: докажите, что всё было именно так, как говоришь… И даже обратиться не к кому! Говоришь координатору, что штраф назначен неправильно, а он отвечает – иди, заполняй гугл-форму. Только её, похоже, и не читает никто… А если человек приезжий, плохо говорит по-русски, то ему вообще ничего доказать нельзя…».

Пандемия в Москве совпала с аномальными дождями. Работая в пределах своего района, курьер может хотя бы зайти домой и переодеться в сухое. Сейчас он не может даже этого. А если он заболеет и на следующий день не выйдет на смену – снова штраф, сразу 3000 рублей.

«Раньше я работал в Яндексе-еде. Там за работу в дождь полагалась надбавка 50 рублей за заказ в первые четыре часа, а потом – 100 рублей за заказ. В Деливери нет даже этого!» – рассказывает Виктор. По единодушному мнению, если раньше Деливери выигрывал у своего главного конкурента в плане условий труда, то теперь он стал «даже хуже Яндекса».

Но дело не только в штрафах, они лишь стали последней каплей. Курьеры устали от скотского отношения к себе. Мелочный контроль, хамство и вымогательство со стороны координаторов, незащищённость… Не уходят только потому, что во время пандемии другую работу не найти. Потому же на многих действуют угрозы увольнением за явку такую на встречу. Нурбек еле сдерживает ярость: «С нами обращаются, как с рабами, но мы не рабы!»

Курьеры постоянно находятся в подвешенном состоянии. По их утверждениям, трудовые договора им на руки не давали, они хранятся только у администрации. При этом одна из часть трудоустроена непосредственно у Деливери-Клаба, а другая у одной из множества фирм-прокладок. По словам Саида, сейчас курьеров принуждают к тому, чтобы из статуса наёмных работников они перешли в самозанятые. «А я говорю, не собираюсь я переводиться! – Всё равно мы вас всех переведём…»

Условия труда неоднократно менялись безо всякого согласования с работниками – и неизменно не в их пользу. «Мы же не пытаемся установить свои правила. Мы говорим: верните те правила, которые вы же сами и предложили!» – повторяет журналистам крепкий, похожий на силовика мужчина в зелёной форме.

Эти факторы и подтолкнули несколько десятков человек к тому, чтобы прийти к офису компании и требовать встречи с руководством. У офиса их ждали многочисленные полицейские и росгвардейцы, но руководство так и не вышло. Директор, по словам работников офиса, в этот день просто не пришёл на работу. Впрочем, курьеры уверены, что это ложь. Сегодня из-за погоды и сложностей с оповещением их не так много, однако они собираются за выходные подготовиться и в понедельник прийти снова.

На этом этапе классовая борьба носит оборонительный характер. Поскольку начальство от диалога отказывается, курьеры Деливери-Клаба пока намерены обращаться к всё более высоким органам государственной власти и агитировать коллег за расширение забастовки. Виктор показывает фотографию на экране своего смартфона: «Вот это я снял сегодня у ближайшего Макдональдса. Видишь, все в жёлтом? Тут стоят только курьеры Яндекса, из Деливери всего один человек. А они говорят, что забастовки нет… Думаю, в понедельник нас будет ещё больше!»

Кто их выводит? Профсоюз несформирован. Забастовка дикая. Формальных лидеров нет. Каким-то авторитетом пользуются бригадиры (отвечающие за тот или иной район или город), которые вроде как должны защищать права работников (правда, многие уверены, что на деле бригадиры «умеют только стучать»). Но из обещавших прийти на встречу четырёх бригадиров не пришёл никто. Мобилизация ведётся в чатах, контролируемых администрацией, что позволяет ей предпринимать широкие репрессивные меры. Единые требования до конца не выработаны, хотя все согласны с тем, что необходимо отменить штрафы, вернуть старую систему распределения заказов и восстановить уволенных.

Прекаризация низов рабочего класса ведёт к росту эксплуатации. При этом отрасль очень «молодая» и динамично растущая – до пандемии спрос на рабочие руки в ней был постоянно, здесь работает много мигрантов. А во время пандемии только курьеры и сохраняли столице жилой вид. Значение их труда для городской инфраструктуры возросло, и тогда внезапно выяснилось, что оно было недооценено и раньше. Неудивительно, что ныне многие из них готовы бороться за своё благополучие и достоинство. Опыт успешных коллективных действий в отрасли уже есть, но отсутствие устойчивых структур замедляет его усвоение. Стихийное движение этого молодого и многочисленного отряда городского пролетариата ещё ищет себе подходящую форму. Будет ли это профсоюз либо какой-то функциональный аналог? Практика покажет.

На ту же тему

Дикая забастовка курьеров «Деливери-клаба»
Украина обокрала мэрию Парижа?
Поздравляем с 75-летней годовщиной Победы над нацистской...
«Выйди и зайди нормально!» – теперь онлайн....