LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Евросоюз: Как будут использоваться средства фонда по восстановлению экономики

После того как на прошлой неделе Ангела Меркель и Эммануэль Макрон представили совместный проект по поводу экономики Европы, настал черёд Еврокомиссии раскрыть свои планы. Выяснилось, что поддержка, объём которой явно недостаточен в условиях надвигающейся рецессии, будет идти с плановыми реформами неолиберального характера.

Восстановление или передел? Страны ЕС решили скинуться на восстановление экономики континента, однако полученные таким образом полтриллиона евро недостаточны. Кроме того, по традиции такая «помощь» сопровождается требованиями жёсткой реструктуризации экономики.

«Последние десять лет кризисы в Европе не просто сменяют друг друга, они встраиваются один в другой: спасение банков за счёт государственного долга, издевательство над Грецией и другими странами, испытавшими на себе шантаж со стороны «тройки», политический и финансовый шок от выхода Великобритании из ЕС (Брекзит), в начале года – тупик в обсуждении многолетнего бюджета Евросоюза на 2021-2027 годы и т. п.»

После того как на прошлой неделе Ангела Меркель и Эммануэль Макрон представили совместный проект по поводу экономики Европы, настал черёд Еврокомиссии раскрыть свои планы. Выяснилось, что поддержка, объём которой явно недостаточен в условиях надвигающейся рецессии, будет идти с плановыми реформами неолиберального характера.

Колокол уже звонит, но, похоже, что в Евросоюзе не задумываются, по ком, поскольку звук его не слышен за постоянно завывающей сиреной тревоги. Как выяснилось, пандемия пришла на полностью выжженную землю. Последние десять лет кризисы в Европе не просто сменяют друг друга, они встраиваются один в другой: спасение банков за счёт государственного долга, издевательство над Грецией и другими странами, испытавшими на себе шантаж со стороны «тройки», политический и финансовый шок от выхода Великобритании из ЕС (Брекзит), в начале года – тупик в обсуждении многолетнего бюджета Евросоюза на 2021-2027 годы и т. п. Дела давно шли не совсем так, как хотелось, а уж когда началась паника вокруг нового коронавируса, механизм солидарности совсем застопорился. Примеры тому – нежелание направить средства санитарной защиты в Италию и Испанию, оказавшихся в наиболее трудном положении, расхищение масок, непростые дебаты в различных органах Евросоюза вокруг «пандемических облигаций» (ценных бумаг по объединённым задолженностям в рамках ЕС).

Спустя два месяца споры утихли, но клинки всё ещё не вложены в ножны. В то время как Европейский центральный банк (ЕЦБ) прогнозирует беспрецедентную рецессию (5-12 %), глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен собирается в среду представить проект программы восстановления экономики, основанный на новом многолетнем бюджете ЕС. На прошлой неделе Ангела Меркель и Эммануэль Макрон уже подготовили для этого почву, предложив странам Европы занять 500 миллиардов евро на финансовых рынках. Волшебное франко-германское решение направлено на выход из тупика, в который зашли как дискуссии о бюджете Евросоюза, так и планы по восстановлению экономики после кризиса, но, похоже, это слишком мало, и слишком поздно, и обойдётся слишком дорого…

1. Сумма европейского фонда меньше, чем помощь, которую готова выделить одна только Германия.

500 миллиардов — размер Европейского фонда восстановления экономики, предложенный Германией и Францией, выглядит впечатляюще, но это далеко не астрономическая сумма. Она составляет чуть больше 3 % годового ВВП Европейского Союза и будет поглощена фиксированным бюджетом до 2027 года. При этом она существенно меньше, чем тот объём средств, который был указан в плане «спасения экономики» США, подготовленном в конце марта: на эти цели Вашингтон планирует потратить 2 000 миллиардов долларов (1 822 миллиарда евро). Более того, сумма, названная Макроном и Меркель, намного ниже, чем совокупный объём господдержки в странах ЕС. Пока руководители Европейского союза отчаянно спорили о «коронабонах», а Еврокомиссия временно приостанавливала действие указаний по бюджетному дефициту в рамках пакта о стабильности, правительства отдельных стран не стали ждать, а объявили о введении собственных мер поддержки экономики и предприятий.

Двадцать восемь государств Евросоюза (Соединённое Королевство тогда ещё входило в их число) в общей сложности направили на эти цели, получив одобрение Европейской комиссии, свыше 2 000 миллиардов евро, около половины из которых (47 %) поступило из ФРГ (доля Франции составила 14 %, Италии – 10 %). Желая помочь флагманам своей промышленности, Берлин в полной мере использует возможности для манёвра, заложенные в бюджете страны, которые обусловлены в первую очередь прямыми выгодами от членства в еврозоне, тогда как страны Южной Европы, задушенные последовательными мерами жёсткой экономии, вынуждены в первую очередь заботиться о сохранении своих систем здравоохранения. Различия достигли таких масштабов, что уже вызывают обеспокоенность не только у многих стран-членов ЕС, но и у Еврокомиссии. Вероятно, этим объясняется неожиданное решение Ангелы Меркель, но ничто не говорит о возможности надолго избавить ЕС от неравенства и дисбаланса.

2. Дотации или займы? Об этом так и не договорились.

И Меркель, и Макрон предпочитают не распространяться на эту тему. Видимо, фрау канцлер полагает, что раз речь идёт о фонде в рамках бюджета ЕС, значит, взаимное распределение долгов не предусмотрено. А французский лидер, возможно, представляет себе совместно получаемый кредит как операцию на основах солидарности. А может быть, дело обстоит совершенно не так, и ведущая роль не принадлежит никому из них! В предложении канцлера ФРГ и президента Франции обращает на себя внимание одна деталь: имеется в виду, что средства будут выделяться в форме дотаций или субсидий регионам, наиболее пострадавшим от экономического кризиса. На прошлой неделе Макрон настаивал именно на такой форме поддержки, без всяких условий и обязательств возврата средств. Меркель же была более сдержанна на сей счёт, возможно, потому, что она понимает: необходимые в данном случае компромиссы вынудят её делиться. Государства Ганзейской лиги (Нидерланды, Швеция, Дания) и Австрия уже готовы дать достойный отпор, представив встречный проект, основанный на выдаче кредитов, выплачивать которые будут страны, воспользовавшиеся ими. Одобрив совместную инициативу ФРГ и Франции, Еврокомиссия обещала разработать проект, предусматривающий как прямое выделение средств, так и выдачу кредитов. Теоретически возможная сумма в 540 миллиардов евро включает в себя первые три механизма поддержки, разработку которых Еврокомиссия контролировала в начале апреля (при этом имеются в виду исключительно кредиты), но пока эти средства не задействованы в полной мере…

3. Возможен возврат к режиму жёсткой экономии.

Кто кому что предоставляет и для каких целей — ещё одно белое пятно в европейском плане восстановления экономики. Еврокомиссия даёт понять, что намерена уделить особое внимание на целые отрасли экономики и крупные предприятия, оказавшиеся в сложном положении, фактически не выдвигая им никаких условий, кроме формальных призывов к переходу на новую, экологичную модель производства. Вместе с тем есть одно обстоятельство, которого не исключает вариант, предлагаемый Германией и Францией — жёсткие неолиберальные рамки, установленные Евросоюзом. Меркель и Макрон негласно ссылаются на «очевидную обязанность стран-членов ЕС вести честную экономическую политику и разрабатывать амбициозные планы реформ». Трудно выразить эту мысль столь же ясно и вместе с тем более расплывчато! Группа стран, объединившихся вокруг Нидерландов и Австрии, пожалуй, может сделать этот курс более жёстким. Это лишь в очередной раз подорвёт доверие к европейскому механизму поддержания стабильности, который будет вполне правомерно ассоциироваться со стремлением к жёсткой экономии с использованием Европейского фонда восстановления экономики. На прошлой неделе члены Европейской комиссии, в роли друзей народа представлявшие рекомендации по развитию государственных систем здравоохранения, к развалу которых они сами приложили руку, сообщили, что будут контролировать соответствие получателей критериям, установленным для получения поддержки в рамках Европейского семестра – сложного механизма, созданного Брюсселем для контроля за проведением неолиберальных реформ.

Опубликовано 27/05/2020

На ту же тему

Расследование об истинных доходах топ-менеджеров

На фоне проходящих во Франции забастовок руководитель компании Total заявил, что сам стал жертвой экономического кризиса. Эксклюзивные материалы о доходах руководства французских транснациональных компаний показывают, что ситуация складывается обратная.

Читать полностью »

Индексация зарплат: разоблачение мифов

20 июня, по призыву трёх крупных профсоюзов, по улицам Брюсселя прошли 80 000 манифестантов. В последний раз столь масштабные протестные акции с участием профсоюзов проходили осенью и зимой 2014 г в связи с реформами, предложенными правительством Мишеля. Основная причина того, что удалось собрать так много людей, прежде всего заключается в том, что рынок труда страдает от рекордно высокой инфляции. Электроэнергия, продукты питания, товары первой необходимости – дорожает всё. Рост цен в первую очередь бьёт по самым бедным. Однако в Бельгии существует система автоматической индексации зарплат. Спасёт ли она бельгийцев от кризиса? И кому выгодна медийная кампания по запугиванию трудящихся?

Читать полностью »

Три американских компании – хозяева трети Украины

В 2021 г. на Украине вступил в силу закон о продаже земли. Как сообщает Australian National Review, новым законодательством воспользовались компании из США для массовых инвестиций в страну. Теперь 40% сельскохозяйственных земель принадлежат американским предприятиям. Это проливает новый свет на недавние соглашения двух противоборствующих сторон, России и Украины, по поводу экспорта украинского зерна. Киев пошёл на переговоры под давлением американских финансовых кругов. В более широком масштабе вопрос перераспределения собственности является ключевым для понимания кризиса демократии на независимой Украине.

Читать полностью »