Французский автопром переживает не лучшие времена. Несмотря на полученные от государства миллиарды на сохранение производства, Рено намерен закрыть целый ряд заводов, перенеся производство в Южную и Восточную Европу. Та же тенденция прослеживается и у других компаний. В то же время финансовая помощь правительства направляется именно крупным производителям, минуя предприятия, занятые обслуживанием и продажей автомобилей, в которых заняты десятки тысяч работников.
Во вторник Эммануэль Макрон должен представить план по спасению отрасли, очень сильно пострадавшей из-за остановки экономической деятельности и многих лет деиндустриализации. Профсоюзы и общественность требуют принятия радикальных мер.
Правительство уже не так сильно стучит кулаком по столу в переговорах с Рено. Руководство компании решило закрыть некоторые заводы, несмотря на полученные от государства деньги на развитие производства. Правительство высказывает своё недовольство в уже более мягкой форме. Ещё в конце прошлой недели Эдуар Филипп говорил, что его позиция по поводу необходимости сохранения производства Рено, «непримирима». А в этот понедельник уже министр экономики Брюно ле Мэр сказал: «Конечно, мы будем внимательно следить за всеми заводами. Но надо дать возможность и компании Рено адаптировать свои средства производства к сложившейся ситуации». Иными словами, на возможную реструктуризацию руководства предприятия со знаменитым ромбиком на эмблеме. А это означает потерю государственных субсидий в размере 5 миллиардов евро.
Ничего нового в этом нет. На протяжении 15 лет сменявшие друг друга правительства сквозь пальцы смотрели, как два основных автомобилестроительных концерна Франции, PSA и Рено, переводили своё производство в страны с более низкооплачиваемым трудом. В 2019 г. во Франции производилось 2,2 миллиона машин, в то время как 15 лет назад это число равнялось 3,6 миллионам. Большинство машин из так называемого сегмента В (массово производимые модели для города) делаются отныне в Испании, Словакии и Словении.
«Сравнение стоимости производства в стране и за границей стало своего рода идеей фикс и универсальным аргументом для французских производителей автомобилей, — считает экономист Бернар Жульен, — Они всегда пытались решить «социальные споры», угрожая перенести производство. Начало процесса переноса было вызвано высокими показателями испанских заводов: PSA в городе Виго, Рено в городах Вальядолид и Валенсия. А потом и Восточная Европа поднялась».
Профсоюзы боятся, что текущий кризис ускорит этот процесс. Уже обсуждается закрытие четырёх заводов Рено. «Пока руководство не сделало официального заявления, — говорит Жан-Пьер Мерсье, профсоюзный делегат ВКТ на заводе PSA, — Но я уверен, что закрывать их будут. Генеральный директор Карлос Таварес и акционеры уверены в одном: во время кризиса есть одно решение – выходить из него за счёт работников. За 12 лет было ликвидировано порядка 25 000 рабочих мест под видом добровольного увольнения и выхода на пенсию. Эти места не восполнились. Но если люди не захотят уходить добровольно – будут принудительные увольнения».
Угроза социального недовольства нависла не только над большими группами. Многие компании по обслуживанию и продаже автомобилей тоже могут столкнуться с ним. Такие компании, работающие под различными марками, дают работу примерно 70 000 работникам во Франции. «Мы боимся, что о нас правительство как-то забудет», — считает работник немецкой компании FEV, делега профсоюза ВКТ предприятия в городе Сент-Этьен-дю-Руве (деп. Приморская Сена) Йохан Ламбер. Он боится, как бы экономический кризис в этой отрасли, которая и до кризиса санитарного переживала не лучшие времена, не обернулся в будущем сокращениями рабочих мест. «Пока мы держим удар, — продолжает он, — Но остановка разработки и инноваций в области автомобилестроения на заводах PSA и Рено снизилась, и мы страдаем от этого непосредственно. Новых заказов не поступает».
«План по поддержке отрасли не может касаться единственно крупных компаний. Нужно также позаботиться и предприятиях сервиса, и о многочисленных посреднических компаниях», — считает Флоран Гримальди, генеральный секретарь отделения ВКТ на заводе Рено-Ларди (деп. Эссон), в котором состоят 2 500 сервисных работников. По его мнению, снижение производства очень быстро приведёт к закрытию отделений и уменьшению договоров о сервисном обслуживании. Завод Ларди остаётся, но там «80 % производства занимается изготовлением тепловых двигателей». Работники и обеспокоены тем, что могут пострадать от последствий закрытия заводов, который Рено не предвидел. «Такие фирмы, как Faurecia или Valeo имеют достаточное количество средств, чтобы выстоять в кризис. Но не у всех компаний-посредников в автомобильной отрасли такое же положение», — говорит сотрудник Valeo Дени Бреан, ответственный за направление автомобилестроения ячейки ВКТ в области металлургии.
Среди срочных мер ввиду практически полного отсутствия заказов нужно, как минимум, «убедить большие группы обращаться за сервисным обслуживанием во французские компании», — полагает Анник Англарес, глава профсоюзного отделения ВКТ на заводе Bocsh-Rodez, производящем инжекторы для дизельных двигателей, на котором трудятся 1 300 человек.
Сейчас к продаже готовы примерно 100 000 новых автомобилей. Есть опасения, что количество покупок в этом году сильно снизится, так как доходы людей уменьшились из-за экономического кризиса и частичной безработицы. Во всяком случае на сейчас склады переполнены. Но в более широком масштабе под угрозой вся автомобильная отрасль. И план поддержки её должен предусматривать всех тех, кто в ней задействован.
Сиприан Боганда, Марион д’Аллар
Опубликовано 26/05/2020