LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В погоне за лекарством от Covid-19 : обзор самых перспективных методов и препаратов

Спустя шесть месяцев после появления нового коронавируса, ни одно лекарство не было признано эффективным против Covid-19. Но по всему миру исследователи изучают разные способы борьбы с вирусом. На данный момент обнаружение вакцины стоит под большим вопросом, надежда на коллективный иммунитет является, судя по всему, иллюзорной, а летняя жара, по-видимому, не страшна для Sars-CoV-2. Поэтому реальным выходом из санитарного кризиса могло бы стать обнаружение нужного лекарства.

Как бороться с коронавирусом? Почему курильщики болеют меньше? Сотни лабораторий по всему миру спешно ищут лекарство от коронавируса. Коллективный иммунитет, как стало ясно, не срабатывает. Вакцина, если её вообще найдут, появится в массовом доступе не раньше чем через год. Была надежда, что вирус уязвим к высоким температурам, но она умерла в жаркой Бразилии, стремительно вырывавшейся на третье место по числу заражённых (и похоже, не собирающейся на этом остановиться).

Поэтому в ближней перспективе вся надежда на уже существующие препараты: противовирусные, глистогонные, никотиновые пластыри, плазма переболевших и антитела, вырабатываемые ламами…

Спустя шесть месяцев после появления нового коронавируса, ни одно лекарство не было признано эффективным против Covid-19. Но по всему миру исследователи изучают разные способы борьбы с вирусом. На данный момент обнаружение вакцины стоит под большим вопросом, надежда на коллективный иммунитет является, судя по всему, иллюзорной, а летняя жара, по-видимому, не страшна для Sars-CoV-2. Поэтому реальным выходом из санитарного кризиса могло бы стать обнаружение нужного лекарства.

Возможно, это одна из главных задач для науки XXI века: найти лечение от Covid-19. Гонка за лекарством, которая проходит и как марафон, и как спринт одновременно, способствовала беспрецедентной мобилизации в сфере международных медицинских исследований. Вакциной, если её найдут, можно будет воспользоваться не раньше, чем через год. Варианты лечения есть: от классического противовирусного средства до крови лам или старого, давно забытого препарата на основе никотина…

«Если мы найдём противовирусный препарат или лекарство от воспаления, то, вероятно, ни один человек больше не попадёт в реанимацию из-за этого вируса», — считает Брюно Канар, специалист по коронавирусам.

На сегодняшний день по всему миру ведётся более 800 исследований, цель которых – найти способы лечения, адаптированные под разные стадии течения болезни, и почти 600 из сейчас проходят стадию клинических испытаний препаратов на человеке. Настоящий рекорд. Чтобы разобраться, насколько далеко продвинулись поиски учёных, мы сделали обзор разных направлений исследований и самых перспективных препаратов.

1. Препятствовать проникновению вируса в клетки.

Эта стратегия кажется самой простой: чтобы избежать коронавирусной инфекции, возможно, будет достаточно помешать вирусу проникнуть в организм. При контакте с человеком Sars-CoV-2 закрепляется на поверхности клетки и затем проходит через её оболочку. Поэтому первой идеей стало заблокировать вход коронавируса в клетки с помощью фермента АСЕ2, который её деактивирует. Такая нейтрализация возможна с помощью одного препарата: хлорпромазина. Это транквилизатор, который используется при лечении шизофрении, и он, возможно, мешает прикреплению вируса к клетке. Вероятно, именно поэтому среди пациентов психиатрических клиник так мало случаев заражения Covid-19. С 4 мая ведутся клинические испытания эффективности этого лечения, а также связанных с ним многочисленных рисков и побочных эффектов.

Ряд канадских учёных из университета Британской Колумбии в Ванкувере недавно выдвинули предположение, что можно обмануть Sars-CoV-2, создав ложные входные ворота инфекции с синтетическими ферментами АСЕ2, с помощью которых получится «увести» вирус от клетки. Скоро начнутся испытания этого метода на людях. Ровно по такому же принципу, предположительно, работает никотин. По мнению Академии наук, в организме курильщиков, среди которых, судя по всему, меньше всего случаев коронавируса, производятся рецепторы, захватывающие никотин. А значит, они могли бы заманить и вирус. Эта гипотеза ещё нуждается в проверке, в ходе которой будет изучено воздействие никотиновых пластырей на человека.

2. Расчёт на иммунную память.

А что, если уже выздоровевшие пациенты способны помочь с лечением тех, кто только что заразился Covid-19? На этом основана идея переливания плазмы крови, которое сейчас производят 60 пациентам в рамках испытаний «Ковиплазм», проходящих под руководством Французского центра крови. Плазма, жидкая часть крови, содержит иммуноглобулины, которые помогают бороться с инфекцией. Идея состоит в том, чтобы пересадить заражённому человеку антитела, выработанные выздоровевшим организмом. Но здесь ещё нужно, чтобы у человека, пережившего контакт с коронавирусом, появился иммунитет, препятствующий повторному заражению или позволяющий эффективно бороться с болезнью. Учёные, проводящие испытания «Ковиплазм», надеются прояснить и эту проблему. Первых результатов ожидают до начала июня. Однако Национальное агентство по безопасности лекарственных средств уже, 29 апреля 2020 года, разрешило, в порядке исключения, использовать плазму для пациентов с тяжёлой формой коронавируса.

Ещё более необычное исследование проводят учёные, заинтересовавшиеся иммунной системой ламы, которая, согласно источникам, выработала два типа антител в ответ на заражение Sars-CoV-2. По итогам исследований, антитела, выработанные бельгийской ламой Винтером, эффективно нейтрализовали ту часть вируса, которая отвечает за его прикрепление к клетке (протеин Спайк). Пересадка этих антител в организм недавно заражённого пациента, вероятно, сможет остановить развитие коронавируса. В данный момент Европа и США разрабатывают протоколы, чтобы приступить к клиническим испытаниям.

3. Антипаразитные препараты для снижения вирусной нагрузки.

Медики констатировали, что если в первые дни после заражения они назначали пациентам определённые антипаразитные препараты, то по прошествии нескольких суток вирусная нагрузка падала и люди выздоравливали быстрее. Это подтверждает профессор Дидье Рау, который составил протокол испытаний и планирует совмещать гидроксихлорохин с азитромицином. Одновременно по всему миру проводятся десятки других исследований в этом направлении, отдельно рассматривающие разные стадии заболевания. Правда, неэффективность данного метода для тяжёлых, уже госпитализированных, больных была доказана ещё на прошлой неделе в ходе испытаний, проведённых больницей Кошен. Что же касается ранних стадий заболевания, то большая часть научного сообщества считает необходимым проведение новых, более тщательных испытаний. Последнее исследование, выполненное китайскими учёными с привлечением 150 пациентов на ранней стадии инфицирования, показало, что гидроксихлорохин не ускоряет выведение вируса из организма и что, к тому же, у больных, принимавших этот противомалярийный препарат, проявилось до 30 % побочных эффектов.

Есть ещё одно антипаразитное средство, которое кажется перспективным: ивермектин. Как и в случае с гидроксихлорохином, учёные заметили, что этот препарат мешает вирусу проникать в другие клетки после первого заражения. Кили Вагстаф из австралийского университета Монаш, выявил, что за 48 часов ивермектин привёл к значительному снижению вирусной нагрузки. Этот глистогонный препарат, который используют для лечения от паразитов, выигрывает за счёт своей общеизвестности и узкого спектра побочных эффектов. Клинические испытания с ним планируют проводить в Австралии и США, но первых результатов можно ожидать не раньше лета.

4. Противодействие размножению вируса.

Если заблокировать вирус не удалось, он будет размножаться, чтобы произвести новые вирусные частицы, которые затем поражают другие клетки организма. В университете Экс-Марсель исследовательская группа профессора Брюно Канара изучила вопрос, за счёт каких биохимических процессов размножается этот коронавирус: «Теперь, когда нам удалось детально изучить данный процесс, можно определить, какие из уже существующих препаратов способны взаимодействовать с этим механизмом и остановить его. Затем проводится серия лабораторных испытаний, и, если какой-либо медикамент действительно блокирует распространение вируса, можно приступать к клиническим испытаниям». На сегодняшний день обнаружено как минимум три препарата, доказавших свою эффективность на лабораторном этапе: первый – Фавипавир компании «Fudjifilm», который, однако, вызывает вопросы из-за высокой и, следовательно, потенциально опасной дозировки, необходимой для эффективного действия. Второй – Калетра, соединение молекул лопинавира и ритонавира, средство против инфекции ВИЧ, которое было включено в ряд клинических испытаний, в том числе и французского «Discovery». Правда, результаты исследования ещё не готовы из-за слишком малого числа пациентов. И мало вероятно, что учёные сочтут Калетра эффективным лекарством. Поэтому больше всего надежд возлагают на препарат Ремдесивир.

В США производящая его лаборатория «Gilead» заявила, что по результатам клинических исследований пациенты, принимавшие это лекарство, выздоравливали в среднем на четыре дня раньше других. Это подтолкнуло Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США выдать разрешение на применение Ремдесивира против коронавируса в случае экстренной необходимости. Правда, это решение имеет скорее политическое и экономическое, а не научное основание, ведь, по данным многих исследований, эффективность Ремдесимира невысока.

5. Иммуномодуляторы для блокировки воспаления.

Специалисты считают, что Covid-19 может вызвать сразу две разные болезни. Одна является следствием вирусной нагрузки, она проявляется в виде первых симптомов и, при случае, развивается в пневмонию. Затем, во вторую очередь, некоторые пациенты переживают тяжёлое воспаление, связанное с избыточным производством молекул иммунной системы (цитокинов). При таком осложнении пациента переводят в отделение реанимации, возможен даже летальный исход.

Учёные пытаются найти способ блокировать действие одного из цитокинов, интерлейкина 6. Данную тактику уже применяли для борьбы с ревматоидным артритом. Исследователи должны выяснить, могут ли два препарата, сарилумаб и тоцилизумаб, которые назначаются против этого аутоиммунного заболевания, оказать такое же действие и против Covid-19. На эти лекарства возлагают большие надежды, в разных странах им посвящено около десяти исследований, в том числе и «Corimuno», французское исследование, проходящее под управлением учёных из Больниц Парижа (AP-HP). 27 апреля учёные опубликовали предварительные результаты, показывающие, что тоцилизумаб «значительно» сократил случаи экстренной госпитализации и смертей среди пациентов.

Это очень обнадёживающие результаты, но сбор и анализ итогов исследования продлится ещё месяц, и только тогда можно будет говорить, оправдались ли надежды на тоцилизумаб.

6. Новые препараты, приспособленные под Covid-19.

Препараты, проходящие сейчас клинические испытания, являются лекарствами, которые ранее применяли против других патологий, или, как минимум, те, которые уже проходили клинические испытания на предмет токсичности: такие исследования называют переназначением препаратов. Однако в то же время, другие исследователи пытаются разработать новые активные вещества, специально для борьбы с Covid-19. «Это направление поисков лекарства требует много времени, объясняет Брюно Канар. Сначала нужно придумать новый препарат, который по своим качествам будет потенциально эффективен против вируса. Затем нужно провести лабораторные испытания, которые займут больше времени, чем обычно, так как должны быть особенно тщательными. Наконец, если эти испытания пройдут успешно, нужно будет проверить препарат на токсичность, а это может длиться годами и стоит больших денег. Как правило, этим занимаются промышленные производители: они выкупают патент в надежде, что препарат будет работать на человеке. Но неуверенность в результатах и промышленный риск так велики, что, даже если препарат найдут, нет никакой уверенности в том, что фармацевтическая лаборатория решится на него поставить…»

Так что в обозримом будущем вся надежда только на переназначение уже существующих препаратов, несмотря на то что пока один только тоцилизумаб кажется достаточно надёжным, чтобы его можно было выписывать пациентам с Covid-19 уже в ближайшие недели.

Опубликовано 20/05/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »