LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Недовольство народа стало одной из причин отмены карантина

Богатые дома и бедные городские кварталы, больницы и заводы, частные и государственные предприятия – накрывший страну санитарный кризис коснулся всех и каждого, вызывая у людей чувство протеста и доказывая обоснованность их социальных требований. Сейчас, когда снимаются карантинные ограничения, режим Макрона по-прежнему остаётся под огнём критики из-за нежелания менять политический курс.

Гроздья гнева зреют во Франции. Два месяца самоизоляции прервали бушевавшие протесты, но породившие их причины никуда не делись. Напротив, миллионы людей разочаровались в системе ещё больше. Согласно опросам, две трети французов недовольны действиями властей в ситуации пандемии. Девять десятых согласны с тем, что покупательная способность медиков, оказавшихся на передовой, недостаточно высока. А тихий подвиг учителей, железнодорожников, продавцов и многих других, без кого выживание общества оказалось бы невозможным, остался не только не оценён по достоинству, но даже и не отмечен. Пока народ претерпевает лишения, власть имущие готовят всё новые и новые антинародные меры в интересах крупного капитала. Тихая злость зреет в массах, и как только ограничения будут сняты, она проявит себя в новых, ещё более острых формах.

Богатые дома и бедные городские кварталы, больницы и заводы, частные и государственные предприятия – накрывший страну санитарный кризис коснулся всех и каждого, вызывая у людей чувство протеста и доказывая обоснованность их социальных требований. Сейчас, когда снимаются карантинные ограничения, режим Макрона по-прежнему остаётся под огнём критики из-за нежелания менять политический курс.

В результате карантина из-за санитарного кризиса ропот народного недовольства слегка приутих. Но сейчас, два месяца спустя, когда страна постепенно «выходит из режима изоляции», всё свидетельствует о том, что кипящий котёл социального возмущения грозит взорваться. Недоверие к власти сегодня уже граничит с ненавистью к правительству, которое, по мнению 66 % французов, «оказалось не на высоте» в сложившейся ситуации. Возмущение, достигшее своего апогея из-за лживых заявлений о масках, добавилось к ранее существовавшим поводам для недовольства, требованиям повысить зарплаты, попыткам добиться равенства, поддержать государственные службы, сохранить покупательную способность. Нынешняя атмосфера в обществе вызывает обеспокоенность властей: эпидемия коронавируса сделала невозможными намеченные на весну беспрецедентные по своему масштабу выступления протеста против пенсионной реформы, но как только эта передышка закончится, все требования вновь будут включены в повестку дня, они не забудутся, а станут только ещё более настойчивыми.

На страницах издания Le Parisien, неоднократно появлялась информация о том, что ещё в начале апреля территориальная центральная разведслужба предупреждала о возможности возобновления общественных выступлений, так как «снятие карантина (…) послужит мощным стимулом к подъёму протестных настроений». «Режим самоизоляции не позволяет населению выплеснуть своё недовольство, но от этого оно не делается слабее, а меры, направленные на борьбу с кризисом, дают повод для новых упрёков», – отмечают оперативные сотрудники.

Жизнь в стране постепенно входит в привычную колею, однако продолжают существовать несколько нюансов, вызывающих тревогу. По мнению генерального директора Ifop Фредерика Даби, Covid-19 не пройдёт бесследно. «За время кризиса страна осознала, что может рассчитывать не столько на самых богатых своих граждан, сколько на тех, кто, получая очень скромную зарплату, в силу своей профессиональной принадлежности оказался на переднем крае», – отмечает эксперт. А смогут ли протестующие заручиться поддержкой общественности, которой им так часто не хватает? «Частично, поскольку 91 % французов считают необходимым повысить покупательную способность тех, кто был на передовой в борьбе с вирусом», – комментирует Фредерик Даби.

Медики по-прежнему взволнованы. За свой самоотверженный труд в период пандемии они получают поощрение в виде премий и наград, что, однако, не мешает им добиваться повышения зарплат и увеличения финансирования государственных больниц. Они бастуют уже целый год и сейчас первыми напомнили о своих притязаниях. Транспаранты с требованиями социального характера появились также и на фасадах школ. Педагоги, в условиях карантина вынужденные проводить занятия дистанционно, испытывают на себе давление и жалуются на условия частичного открытия учебных заведений. Чиновники от образования, которым приходится искать компромисс между указаниями властей и опасениями родителей, недовольны тем, что министерство принимает решения в одностороннем порядке, не учитывая обстановку на местах. В письме, отправленном Эдуару Филиппу в конце апреля, генеральный секретарь Единой профсоюзной федерации Бенуа Тест отметил, что «работники образования и их профсоюзные объединения убеждены в чрезмерной поспешности принимаемых мер».

Сотрудники государственных учреждений, болезненно переживающие трудности этого периода, рано или поздно найдут возможность выразить своё недовольство. «Это всего лишь вопрос времени», – считает Лоран Брен. Генеральный секретарь отделения ВКТ, объединяющего железнодорожников, подчёркивает, что среди работников этой отрасли растёт «тихая озлобленность». Ведь им не дают ни премий, ни наград. Официальные лица забывают о них в торжественных речах и при раздаче почестей «тем, кто находится на передовой», а железнодорожников это раздражает. Ведь они выполняют крайне необходимую миссию по доставке грузов для нужд медицины, пищевой промышленности, энергетики. «В период карантина продолжали курсировать 60 % грузовых составов, 30 % электричек, 7 % TGV (в том числе с санитарными вагонами) и поездов дальнего следования, – напоминает Лоран Брен. – Мы каждый день приходили на свои рабочие места, а сегодня нам заморозили зарплаты и грозят массовыми увольнениями». «Сейчас люди думают не столько о забастовке, сколько об обеспечении санитарной безопасности при возобновлении перевозок в полном объёме, — уверен Брен, — но они готовы вновь в полный голос выразить возмущение». В своём недовольстве происходящим работники SNCF далеко не одиноки, тем более что продолжаются разговоры о пересмотре 35-часовой рабочей недели, порядка предоставления отпусков, продолжительности рабочего времени и т. п. Это и есть «теория шока», за которую так ратуют «неолибералы в борьбе с кризисом», и которой опасается Энора Ле Пап, кандидат от «Франции непокорённой» на недавних муниципальных выборах в Ренне. «Реализация регрессивной политики и серьёзные нарушения Трудового кодекса — это опасность, с которой мы должны бороться», – полагает политик. По её мнению, сейчас наступил момент, когда нужно найти политические средства для поддержания растущей сознательности населения. «Все мы столкнулись с тем, что нам врали про маски. Мы видели, как на первый план выходили незаметные до сих пор люди. И если вдруг правительство Эммануэля Макрона попытается воспользоваться ситуацией, чтобы ограничить возможность массовых собраний и запретить даже самые небольшие манифестации, нужно будет найти другой способ занять общественное пространство», — считает Энора Ле Пап.

Исполнительная власть воспользовалась эпидемией коронавируса для того, чтобы издавать один за другим указы и постановления, ограничивающие права работников. «Увеличение рабочей недели во многих секторах экономики (например, в сфере автотранспортных перевозок), посягательства на оплачиваемые отпуска, часы работы и дни отдыха вновь поставили людей в условия, когда им приходится постоянно опасаться возможного заражения, тревожиться за свою работу. Понятно, что они не могут не возмущаться», – объясняет Фабьен Гаш, представитель ВКТ в компании Renault. Сфера промышленного производства тяжело переживает вынужденную паузу, а впереди её ждут не самые лучшие времена. Правительство решило выделить средства на поддержку крупных холдингов, но профсоюзы обеспокоены тем, что взамен оно не требует выполнения каких бы то ни было социальных обязательств. «Компания Renault получила бюджетные дотации в размере 5 миллиардов евро, а её руководство сообщило о сокращении фиксированных издержек холдинга на 2 миллиарда евро», – отмечает профсоюзный активист. «Эта пандемия даёт им удачную возможность провести реструктуризацию, оказать давление на производительность и избавиться от как можно большего числа сотрудников, работающих по непостоянным, срочным, временным трудовым договорам», – продолжает Фабьен Гаш, который считает нынешнюю ситуацию особенно «взрывоопасной». Кризис также продемонстрировал масштабы деиндустриализации страны, и на этом фоне призывы Брюно Ле Мэра к перемещению производственных мощностей звучат более фальшиво, чем когда-либо. Крупные холдинги ставят перед собой единственную цель: как можно быстрее возобновить получение прибыли. «Стремление к экономии продолжится с новой силой, при этом наша конкурентоспособность должна увеличиться на 25 %», – сообщил Мишель Шевалье. Представитель профсоюза в холдинге Michelin хочет получить ответы на простые вопросы: «Каких проектов, каких объектов, кто из сотрудников будет в этом задействован и что от этого получит? Нас всех интересует, что нас ожидает».

Юристы уже всё подсчитали. «Под угрозой оказались 30 % адвокатских контор», – утверждает Софи Маза, член коллегии адвокатов города Монпелье. Представители этой профессии ещё в декабре начали протестовать против пенсионной реформы, внедрение которой поставило бы под удар их интересы. «Сегодня они добиваются того, чтобы возродить государственную юридическую службу», – продолжает наша собеседница, член профсоюза французских адвокатов. Правосудие «не должно быть тайным» или вершиться в формате видеоконференции. Ведь «в период, когда недовольство в обществе нарастает», отдаление правосудия от его непосредственных участников становится недопустимым. Необходимо восстановить ущемлённое право на защиту, чтобы оно вместе с другими правами помогло обществу сказать своё слово, ведь многочисленные манифестации и связанные с ними гонения не заставят себя ждать.

Даже среди тех, чьё недовольство удалось на время приглушить путём выплаты внеочередной премии в 1 000 евро, вновь начинают кипеть страсти вокруг социальных требований. Речь идёт, в частности, о крупных магазинах. Незаметные, получающие гроши сотрудники таких торговых центров, вдруг оказались в центре внимания, ведь во время карантина они рисковали своим здоровьем. «Тогда главным было спасти жизни, не допустить распространения вируса. Но уже в ближайшие недели мы продолжим выступления протеста против проводимой реструктуризации, которую руководство решило не останавливать», – утверждает Филипп Аллар, представитель ВКТ в магазине Carrefour. «Люди понимают, что надвигающийся экономический кризис нанесёт по ним тяжёлый удар, – говорит Ги Лаплатин, активист ФДКТ в супермаркете Auchan, — ведь снижение розничного потребления скажется в первую очередь на нас и может стать поводом для увольнений». В частных и государственных компаниях, на заводах и в больницах, в небогатых городских кварталах, где голод вновь напомнил о себе, санитарный кризис не только рождает готовность к протесту, но и оправдывает её. «Сейчас пришло время для важных решений, для определённости, ведь в период карантина у людей было время подумать над тем, чего они хотят», – рассуждает Алин Гитар, секретарь отделения ФКП в регионе Овернь-Рона-Альпы. В подтверждение своих слов она напоминает о беспрецедентном успехе первомайских акций, когда люди, несмотря на сложившиеся обстоятельства, во весь голос заявили о своих важнейших требованиях: установление социальной справедливости и повышение зарплат. Сегодня вновь слышатся те же призывы, которые более года тому назад звучали на площадях: сменить ориентиры, обеспечить каждому достойный уровень жизни, поддержать демократию.

Инда Биго по-прежнему ходит в жёлтом жилете. По её словам, многие «готовы вернуться на площади и перекрёстки». В минувшую субботу десятки людей в светоотражающих жилетах прошли по улицам Тулузы, Монпелье, Страсбурга, Лиона, Нанта и других городов, «несмотря на полицейские запреты и страх перед коронавирусом». Можно расценивать это как предупреждение, как знак того, что «народное недовольство не стихает».

Опубликовано 08/05/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »