LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Снятие карантина: между страхом, выживанием и свободой

Всё население Франции с волнением ждёт 11 мая, в том числе и жители города Иври-сюр-Сен (департамент Валь-де-Марн). Приближение ключевого момента вызывает у людей смешанное чувство нетерпения, страха и возмущения, и каждый должен самостоятельно справиться с этим.

Сегодня Франция начинает выходить из карантина. Готова ли страна к этому? Мэр города Иври-сюр-Сен уверен, что нет. Голод выгонит людей на работу, но в городе всё ещё недостаточно масок даже для того, чтобы обеспечить их (обязательное!) ношение в общественном транспорте. Не готовы и школы, особенно перед лицом распространяющегося среди детей синдрома Кавасаки, проявляющегося на почве коронавируса. Смогут ли парижские пригороды избежать второй волны заболевания?

Всё население Франции с волнением ждёт 11 мая, в том числе и жители города Иври-сюр-Сен (департамент Валь-де-Марн). Приближение ключевого момента вызывает у людей смешанное чувство нетерпения, страха и возмущения, и каждый должен самостоятельно справиться с этим.

На центральной площади города мальчик в одиночестве играет с мячом. Пожилые мужчины в масках беседуют, сидя на лавочках у автобусных остановок на почтительном расстоянии друг от друга. Очередь в булочную (единственный работающий сейчас магазин) даёт редкую нынче возможность пообщаться. Парикмахер торопливо моет витрину своего салона; не слишком усердно, ведь времени у него мало. «В понедельник я наконец-то смогу возобновить работу, так что сейчас готовлюсь», — отвечает он, когда речь заходит о долгожданной дате 11 мая. После двух месяцев карантина жизнь постепенно войдёт в привычное русло, но не сразу. Ничего уже не будет так, как раньше. Мы приехали в небогатый пригород Парижа, но такую картину сейчас можно увидеть в любом населённом пункте Франции. Это Иври-сюр-Сен, но то же самое происходит в Пемполе, Обена, Пуэнт-а-Питре и в любой из бесчисленных деревень, на которых держится жизнь во Франции. Ведь повсюду люди ждут 11 мая с противоречивыми чувствами и множеством вопросов. Кто сможет пойти в школу? Как будут добираться до работы те, у кого она пока есть? Сколько предприятий и магазинов так и не смогут открыться? Скольким семьям придётся ограничивать себя в еде?

Мэр города, член ФКП Филипп Буиссу посвящает всё своё рабочее время обдумыванию тех мер, которые следует принять в ближайшие недели, ведь этот период может стать решающим. «Мы наметили пять приоритетных направлений: школа, продовольствие, социальная поддержка, маски и тесты, подготовка к лету, ведь надо дать людям возможность передохнуть», — объясняет он. Над ним дамокловым мечом нависла проблема — «вторая волна», которой следует избежать любой ценой. Но «для того, чтобы защитить людей, нужно создать условия, а на это нужны средства». Как и мэры других городов, Филипп Буиссу в первую очередь заботится о школах. Размышляя над решением этого неоднозначного вопроса, он вместе со своими 393 коллегами подписал открытое письмо Ассоциации мэров городов региона Иль-де-Франс правительству с призывом отсрочить открытие школ. «Настоящая учёба может возобновиться не раньше сентября, но мы готовим школьные здания к открытию в ближайший понедельник, — говорит Филипп Буиссу. — Это большая работа и огромная ответственность. В лучшем случае мы сумеем открыть 10 школ из 28, то есть в нашем городе за парты вернутся 1 000 из 6 000 учеников». Непросто решить вопрос о том, кто именно возобновит учёбу, и пока не ясно, сколько учеников смогут и захотят прийти в классы, ведь многие родители опасаются отпускать детей в школу.

Для того чтобы своими глазами увидеть, как идёт подготовка к открытию учебных заведений, мы отправились в школу, носящую имя Антона Макаренко. Поднимаемся на холм, возвышающийся над городом, и встречаемся с директором начальной школы Бертраном Кине. Он с гордостью показывает нам здание, отремонтированное в 2018 году. Многие учителя, а большинство педагогов здесь составляют женщины, сейчас работают. Они готовятся к урокам или дают домашние задания в дистанционном режиме. 80 % учеников этой школы – жители прилегающих населённых пунктов. Сегодня, когда до начала занятий остаётся всего несколько дней, директор продолжает решать уравнение со многими неизвестными: «Все сейчас находятся в напряжении, родители опасаются отпускать детей в школу, особенно после того, как стало известно о новой болезни — синдроме Кавасаки, распространяющимся среди детей. Кто придёт в классы в понедельник, с какими трудностями предстоит столкнуться руководству учебного заведения? Мы пытаемся понять, каковы мнения родителей и учителей, но пока ясности на этот счёт нет». Бертран Кине думает прежде всего о безопасности учеников. Санитарные меры — компетенция городских властей, а педагогический коллектив озабочен в первую очередь поддержанием связей с учениками. «С этим связано немало вопросов этического характера, — подчёркивает директор, — ведь школа – единственное место, где возможно подлинное равенство». Из-за режима самоизоляции и карантинных ограничений добиться равенства всё труднее, и доказательство тому – случай, произошедший с одним из учеников во время видеоурока, когда учительница посоветовала мальчику перейти в гостиную, где его ничто не будет отвлекать от занятий, при этом на заднем плане, за спиной ученика, можно было увидеть двухъярусные кровати. «Мадам, я как раз и нахожусь в гостиной», — ответил мальчик. По словам Бертрана Кине, приходится принимать во внимание огромное количество проблем: родители испытывают давление со стороны работодателей, которые требуют, чтобы они вернулись на работу, одинокие матери вынуждены трудиться, чтобы кормить своих детей, при этом «дети неизбежно будут контактировать друг с другом. Это и угнетает родителей, у которых нет выбора».

Нередко у людей вообще нет выбора, чем именно кормить детей. В Иври, как и во многих других городах Франции, угроза голода всё реальнее с каждым днём. И 11 мая он не отступит. Школьные столовые готовы возобновить работу, что необходимо для тех детей, которые только так могут получать сбалансированное питание. «Мы ждём возвращения на работу, но те, кто возобновят трудовую деятельность, будут испытывать денежные проблемы, — переживает Мехди Мокрани, заместитель мэра по делам молодёжи, социальной политике и солидарности. — Сложность состоит в том, чтобы организовать возвращение к нормальной жизни в усложнившихся условиях». Совместно с несколькими ассоциациями и добровольцами он создал комплексную службу продовольственной поддержки, помощи в выполнении домашних заданий и заполнении пропусков для выхода из дома. Волонтёры располагаются в трёх домах, двери которых постоянно открыты для всех. «Мы будем работать до 26 мая и оказывать помощь всем семьям, которые в ней нуждаются, а это около 2 500 человек. А потом, возможно, мы продолжим до сентября», — говорит Мехди Мокрани. Есть и ещё один аспект, который очень его тревожит – психологическое состояние детей: «Что с ними будет, если этим летом они не смогут никуда поехать? Провести каникулы в своём регионе? Возможно, но не все, кто растёт в пригороде Парижа, могу себе это позволить».

Как и в других регионах страны, в Иври-сюр-Сен людям приходится приложить немало стараний, чтобы достать маски. «Их очень трудно найти. Это возмутительно! Я сделал заказ, который придёт только после 11 мая», — говорит мэр. А между тем ношение масок станет обязательным уже с понедельника… И в первую очередь – в транспорте. Для Иври, как и для других городов, этот аспект имеет первостепенное значение, потому что большинство работающих его жителей пользуются общественным транспортом. Упоминание о социальной дистанции в транспорте здесь звучит как насмешка. Карим (имя изменено) – сотрудник парижского транспортного предприятия RATP, и он хорошо понимает, что это невозможно: «В прошлый понедельник, когда ещё действовал карантин, на седьмой ветке (эта линия метро обслуживает Иври – прим. ред.) было полно народу. А уж что будет 11-го… Мне и представить трудно». Он уверен, что люди, которым придётся ехать на работу, как обычно будут тесниться в вагонах поездов, ведь седьмая — одна из самых загруженных линий этого региона. Но 11 мая откроются магазины и предприятия, так что надо будет трудиться. Филипп Буиссу верит в «сознательность предпринимателей», но не знает, как будут обстоять дела в барах и ресторанах. Это тоже места социальных контактов. Они окажутся в ужасном положении. Говоря о приближении ключевой даты, он отмечает: «11 мая не принесёт нам ничего хорошего, если жители города не проявят серьёзность, ответственность и солидарность». Не только Иври, но и вся страна затаила дыхание и с нетерпением, но не без опасений, ждёт пресловутого 11 мая – первого дня после карантина.

Опубликовано 07/05/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »