Поддержит ли государство железные дороги?

Глава холдинга SNCF обратился к властям Франции с просьбой о поддержке, пригрозив массовыми увольнениями. Правительство медлит с ответом.
Глава холдинга SNCF обратился к властям Франции с просьбой о поддержке, пригрозив массовыми увольнениями. Правительство медлит с ответом.

Национальная компания французских железных дорог (SNCF) обратилась к правительству (которому принадлежит 100% её акций) с просьбой оказать дополнительную финансовую поддержку в связи с убытками, которые компания терпит в результате пандемии.

Для придания своим словам большей убедительности глава холдинга шантажирует власти необходимостью массовых сокращений – несмотря на то, что государство и так компенсирует зарплаты 100 000 переведённых на частичную занятость сотрудников. Профсоюзы против.

Глава холдинга SNCF обратился к властям Франции с просьбой о поддержке, пригрозив массовыми увольнениями. Правительство медлит с ответом.

В минувшее воскресенье, через 48 часов после того, как глава SNCF обратился к властям с просьбой оказать компании финансовую поддержку, правительство всё ещё не могло определиться с позицией по поводу трудностей этой транспортной компании, 100 % акций которой принадлежат государству. С одной стороны, госсекретарь по транспорту Жан-Батист Джеббари заметил, что сначала нужно «составить чёткое представление о том, какие расходы, связанные с коронавирусом, понесёт SNCF», а также понять «динамику восстановления, главным образом спроса на билеты в ТGV (…), и лишь потом начинать переговоры такого рода с SNCF». С другой стороны, министр государственных счетов Жеральд Дарманен заявил в эфире Радио J: «Руководство страны всегда выражало готовность поддержать в первоочередном порядке крупные государственные компании (…) А вообще каждый должен приложить усилия (…), потому что государство не может компенсировать всем и всё. Оно уже оказывает весомую поддержку SNCF, ведь более 100 000 сотрудников этой компании переведены на частичную занятость, которая оплачивается из бюджета».

Двойственная позиция исполнительной власти объясняется прежде всего контролем за суммами, прямо и косвенно направляемыми ею на поддержку крупных предприятий. Из 20 миллиардов евро, выделенных для этой цели, 7 миллиардов уже обещано компании Air France и 5 миллиардов – Renault в форме залоговых кредитов. Вместе с тем правительству непросто ответить отказом на просьбу Жан-Пьера Фаранду, тем более что генеральный директор SNCF умело оперирует аргументами. Во-первых, он оценивает в 2 миллиарда евро потери холдинга из-за почти полной остановки транспортного сообщения по распоряжению властей. Во-вторых, он напомнил о том вкладе в общее дело, которое вносит железнодорожная компания, предоставляя санитарные поезда TGV, транспортируя фармацевтическую продукцию и зерно силами своего отделения грузовых перевозок. «Мы сократим размер инвестиций (…), урежем операционные издержки, перераспределим оборотный капитал, пересмотрим порядок обращения некоторых долговых обязательств в ценные бумаги, – объяснял Жан-Пьер Фаранду. – Будет вполне нормально и логично привести численность сотрудников в соответствие с объёмом работ».

Использовать численность сотрудников в качестве разменной монеты для поправки экономического положения компании – не тот вариант, который следовало бы поддержать правительству, убеждены профсоюзы. «Если нам дают понять, что количество поездов может быть сокращено после того, как правительство уже потребовало уменьшить интенсивность внутренних авиарейсов, значит, вновь делается выбор в пользу личного автомобиля в ущерб общественному транспорту. А между тем государство обращается к предприятиям с призывом сохранить занятость. Так почему бы ему самому не подать в этом пример?» – считают представители отделения ФДКТ, объединяющего железнодорожников.

По мнению Лорана Брена, генерального секретаря отделения ВКТ на железнодорожном транспорте, ещё одну причину двойственности следует искать в реформе 2018 года, разрушившей государственную службу железных дорог. Тогда речь шла о том, чтобы государство к 2022 году взяло на себя выплату всех задолженностей одного из филиалов железнодорожной сети в размере 35 миллиардов евро. Был разработан финансовый механизм, который сейчас грозит разрушиться. «Государство приняло решение о направлении дополнительных инвестиций в объекты инфраструктуры, а для их финансирования обязало пассажирскую компанию SNCF Voyageurs отчислять дивиденды на эти цели, – пояснил Лоран Брен в эфире BFMTV. – В июне государство должно получить таким образом свыше 660 миллионов евро. Что же касается скорых поездов на внутренних линиях, то их государство содержит за счёт налогов на TGV. Сейчас этот карточный домик, построенный для того, чтобы не вкладывать в отрасль бюджетные деньги, а вынуждать её к самофинансированию, того гляди разрушится».

Опубликовано 04/05/2020

На ту же тему

Европейский союз вынужден ненадолго изменить отношение к...
ЕЦБ: Обострение дискуссии по поводу постановления верховного...
Биржи возобновили гонку к вершине
В Карлсруэ подорвали европейскую солидарность