LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Крепость Европа: Кому выгоден Covid-19?

Меры, принимаемые властями для борьбы с вирусом, осложняют положение многих тысяч беженцев, находящихся на границах Евросоюза. Руководители разных европейских государств оправдывают ужесточение миграционного законодательства необходимостью ограничить приток мигрантов в период пандемии, одновременно активно используя любые возможности для того, чтобы запретить этим людям проживание на территории своей страны. Предлагаем вашему вниманию итоги журналистского расследования.

Далеко не все из европейских правительств оказались на высоте перед лицом пандемии. Но в одном вопросе все они проявили чудеса расторопности и непреклонности: в том, как осложнить положение наиболее бесправной части населения – беженцев.

Страны одна за другой отказываются от приёма мигрантов, лагеря беженцев превращаются в рассадники заразы, облавы на них ужесточаются, а утопающие в Средиземном море не могут более рассчитывать даже на спасательные катера. Причём одна из таких трагедий разворачивалась прямо на глазах всего мира на протяжении нескольких дней, пока правительства разных стран перекидывали ответственность друг на друга.

Меры, принимаемые властями для борьбы с вирусом, осложняют положение многих тысяч беженцев, находящихся на границах Евросоюза. Руководители разных европейских государств оправдывают ужесточение миграционного законодательства необходимостью ограничить приток мигрантов в период пандемии, одновременно активно используя любые возможности для того, чтобы запретить этим людям проживание на территории своей страны. Предлагаем вашему вниманию итоги журналистского расследования.

Приостановлено рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, продолжается выдворение людей из страны, закрываются порты и границы, проводится незаконная высылка мигрантов, устанавливаются массовые карантинные ограничения… Похоже, что «война» против Covid-19 оказалась на руку тем, кто ратует за превращение Европы в неприступную крепость. В любом случае, положение беженцев по-прежнему остаётся тревожным, а меры, вводимые для борьбы с пандемией, только осложняют его.

«Ситуация, сложившаяся в лагерях беженцев в Греции, наглядно иллюстрирует ужесточение контроля за мигрантами в условиях эпидемии и политики безопасности, нацеленной на борьбу с распространением вируса», — заявило руководство ассоциации Migreurop в начале апреля.

С тех пор положение дел на восточных рубежах Евросоюза постоянно ухудшается. По официальным данным, в Греции насчитывается свыше 200 беженцев с подтверждённым диагнозом «коронавирус». В начале апреля в двух лагерях был введён карантин, а 21 числа аналогичные ограничения были установлены в селении Краниди, расположенном в 160 километрах к югу от Афин. Причиной стало известие о том, что 150 из 500 беженцев, проживающих в местном отеле, инфицированы опасным вирусом.

Неправительственные организации выражают обеспокоенность возможным развитием ситуации на островах в Эгейском море, где в настоящее время сосредоточено около 45 000 беженцев. «Здесь сложились все условия для того, чтобы заражение переросло в гуманитарную катастрофу», — предупредил 24 апреля глава филиала организации «Врачи без границ» в Греции Апостолос Веизис. Двумя днями ранее ассоциация Human Rights Watch (HRW) обратилась к властям этой страны с призывом «незамедлительно принять меры для ликвидации скопления людей (…), чтобы избежать кризиса системы здравоохранения».

Несмотря на эти усилия, руководство Греции приостановило проект вывоза порядка 2 000 наиболее беженцев, находящихся в наиболее трудном положении, из лагерей, расположенных на островах Эгейского моря, в отели и квартиры в континентальной части Греции. Отправка 1 500 человек из лагеря Мория на острове Лесбос, намеченная на прошлую неделю, была отложена на неопределённый срок. По словам Гиоргоса Паллиса, бывшего депутата от партии «Сириза», 150 беженцев практически без каких-либо личных вещей провели около 40 дней в изоляции на пляже в северной части острова, куда они прибыли из Турции.

«В переполненных лагерях на островах Эгейского моря не выполняются даже самые элементарные правила защиты от Covid-19, — с сожалением говорит Белкис Вилл, курирующая наблюдение за кризисными и конфликтными ситуациями в HRW. – Мыть руки или соблюдать социальную дистанцию здесь просто невозможно». При этом люди живут в режиме очень строгой изоляции. 23 апреля двое беженцев (один из Ирана, а другой из Афганистана) попали под пули полицейских при попытке покинуть лагерь Мория. Накануне несколько десятков беженцев организовали акцию протеста против ухудшения условий жизни, продолжающегося с самого начала пандемии. Недавно на острове было выявлено 150 случаев заражения коронавирусом.

Не менее тревожной остаётся ситуация в центральной части Средиземноморья. Все спасательные катера, принадлежащие различным неправительственным организациям, были вынуждены прекратить свою деятельность из-за введения мер санитарной защиты и закрытия портов в Италии и на Мальте. Эксперты Международной организации по миграции (МОМ) не скрывают своей обеспокоенности в связи с появлением всё большего числа «кораблей-призраков», так называемых «летучих голландцев». Речь идёт о судах, перевозящих беженцев, которых никто никогда даже не пытался найти и спасти (о таких случаях сообщают неправительственные организации, например, Alarm phone). 6 марта, ещё до объявления санитарного кризиса, директор Аналитического центра при агентстве ООН заявил, что две трети смертей, регистрируемых МОМ, приходятся на «людей, бесследно исчезнувших в море». С тех пор сложившиеся обстоятельства только усугубили проблему.

Активисты Alarm phone обвиняют «власти Мальты, Италии, Ливии, Португалии, ФРГ, а также Европейское агентство по управлению границами (Frontex)» в том, что в начале месяца в море погибли около десяти беженцев. Эта драма разворачивалась на протяжении пяти дней. 10 апреля c самолёта Frontex в ливийской спасательной зоне была замечена терпящая бедствие надувная лодка с 63 людьми на борту. Информация об этом поступила в различные координационные центры в Италии, на Мальте и в Триполи. Никто ничего не предпринял. На следующий день ассоциация Alarm phone сообщила о происходящем властям Ливии. «Ливийские пограничники занимаются исключительно координационной работой в связи с Covid-19. Мы не можем проводить спасательные операции, однако поддерживаем контакт с Италией и Мальтой», — ответили им. И только 14 апреля правительство Мальты отправило соответствующую информацию всем кораблям, находившимся в этой зоне, отметив, впрочем, что оно не в состоянии предоставить доступ в порт из-за санитарного кризиса. К брошенной на произвол судьбы лодке приблизилось грузовое судно. Его попросили оставаться рядом для наблюдения за происходящим. В этот момент некоторые беженцы прыгнули в воду и утонули. После этого подошли ещё два корабля, они приняли на борт оставшихся пассажиров (51 человек) и привезли их в Ливию, где и высадили утром 15 апреля.

В этот четверг бывший мальтийский чиновник Невилл Гафа пояснил читателям New York Times, что на самом деле речь шла о двух траулерах – «Dar As Salam 1» и «Tremar», зафрахтованных правительством Мальты по приказу самого премьер-министра Роберта Абелы. Их задача заключалась в том, чтобы должным образом организовать возвращение беженцев с терпящей бедствие лодки в Ливию. Стало известно и о том, что 15 апреля ещё один траулер доставил в Триполи продукты питания в качестве благодарности.

Власти воспользовались «пандемией как предлогом для того, чтобы напрямую нарушать нормы морского права и конвенции о правах человека и беженцев», — отметили в организации Alarm Phone несколько дней спустя.

На всех рубежах борьба с пандемией выявила пороки антигуманной политики отторжения. Ещё 19 марта верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди заявил: «В условиях этого беспрецедентного кризиса каждое государство вправе защищать свои границы так, как считает нужным. Но принимаемые меры не должны оборачиваться утратой любых возможностей для получения убежища, а также не должны ставить мирных граждан в опасное положение».

В конечном счёте ответ стран-членов ЕС обрёл конкретные очертания в виде отказа от приёма мигрантов и запрета на оспаривание этого решения. В то время как в Греции и в центральной части Средиземноморья сложилась непростая ситуация, большинство стран перестали пускать к себе людей, ищущих убежища, порой даже вопреки собственному законодательству. В ответ на обращения нескольких общественных организаций, Парижский административный суд 21 апреля вынес постановление о возобновлении приостановленного в марте приёма заявлений на предоставление убежища в регионе Иль-де-Франс. А в четверг, 30 апреля, Государственный совет отказал в поддержке министерству внутренних дел, которое добивалось отмены этого судебного решения. Кроме того, в ближайший понедельник высшая инстанция рассмотрит ходатайство министерства внутренних дел об отмене постановления того же арбитражного суда о приостановлении на период санитарного кризиса изоляции в Центре административного задержания тех беженцев, которые должны быть высланы из Франции.

В то время как власти многих европейских стран оправдывают ужесточение миграционного законодательства необходимостью ограничить приток мигрантов в период пандемии. Они же активно используют любые возможности для того, чтобы запретить этим людям проживание на территории своей страны. Например, в Испании, где тысячи нелегалов, не получая воды и пищи, работают на полях в южных регионах страны, министр внутренних дел Фернандо Гранде-Марласка сообщил в понедельник, 27 апреля, о своём намерении «в кратчайшие сроки» выслать 600 тунисских беженцев.

В свою очередь, министр безопасности Боснии Фахрудин Радончич в четверг заявил, что он собирается выслать из страны беженцев, представляющих, по его словам, «опасность». «Те же, кто не захочет предъявить документ, удостоверяющий личность, больше не будут иметь доступа в лагеря для мигрантов и беженцев, а отправятся прямиком в тюрьму», — заявил он.

Опубликовано 03/05/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »