LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

COVID-19 – удобное оправдание для антиэкологической стратегии французских предприятий

Кризис вокруг коронавируса обернулся манной небесной для французских транснациональных корпораций, которые используют сложившуюся ситуацию для того, чтобы обходить экологические стандарты, осложняющие их деятельность.

Капитал снова намерен выходить из кризиса за счёт общества. После удара по трудовым правам следующими в очереди на заклание оказались экологические стандарты. Крупные французские компании лоббируют приостановку внедрения новых мер по охране окружающей среды. Их демарш произошёл спустя всего десять дней после того, как эти же компании подписали лицемерное воззвание с призывом инвестировать в зелёные технологии.

Кризис вокруг коронавируса обернулся манной небесной для французских транснациональных корпораций, которые используют сложившуюся ситуацию для того, чтобы обходить экологические стандарты, осложняющие их деятельность.

Противостояние началось. С одной стороны те, кто рассматривает эпидемию коронавируса как шанс на ускорение перемен и переход к новой модели экономики, основанной на использовании углеводородов. С другой – пытающиеся воспользоваться моментом, чтобы поправить дела в тех секторах экономики, где соблюдение экологических норм далеко от идеала. Приходится признать, что вторая категория пока выигрывает со счётом 2:0. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. 18 апреля Национальная ассамблея приняла решение выделить на поддержку предприятий, пострадавших от кризиса, 100 миллиардов евро, в том числе 20 миллиардов – предприятиям, имеющим стратегически важное значение (напомним, что список таких компаний министерство экономики до сих пор не обнародовало). В пятницу, 24 апреля, правительство подтвердило, что холдинг Air France получит 7 миллиардов евро. Кроме этого компании было обещано предоставление экстренной помощи в размере от 2 до 4 миллиардов евро от правительства Нидерландов, которое также является её акционером. Итого — 10 миллиардов евро. Министр финансов Брюно Ле Мэр назвал эту поддержку «беспрецедентной», заметив, что речь не идёт о «безусловном финансировании». Взамен компания Air France будет обязана «добиваться большей рентабельности». «Она должна стать самой экологичной авиакомпанией в мире и подготовить программу действий по уменьшению объёма выбросов CO2», — подчеркнул Ле Мэр.

Похоже, что руководство Air France прислушалось к первой части этого высказывания: недавно оно объявило о том, что с 11 мая возобновляет внутренние рейсы из парижского аэропорта Шарль де Голль в Бордо, Брест и Монпелье (два раза в неделю). Однако те же самые маршруты обслуживают поезда TGV, поездка на которых занимает не более четырёх часов. Пока не похоже, что французская авиакомпания решила позаботиться об экологии.

Что бы ни заявляло правительство, совершенно очевидно, что начинается подъём экономики за счёт уничтожения окружающей среды. Так уже было в 2008 году, когда многие владельцы производств (и даже целые страны) воспользовались экономическим кризисом для того, чтобы отсрочить или совсем отменить выполнение своих обязательств по сохранению климата, и нынешний санитарный кризис, похоже, вновь даст предприятиям-загрязнителям окружающей среды повод для отступления от экологических стандартов, так осложняющих их деятельность.

В распоряжении редакции Canard enchainé оказалось письмо от 3 апреля, в котором глава ассоциации работодателей Medef обращается к Элизабет Борн с просьбой ввести мораторий на принятие мер энергетического и экологического характера, предусмотренных законом о борьбе с расходованием ресурсов. Жоффруа Ру де Безье убеждён, что «необходимо отсрочить (…) применение положений этого закона, чтобы обеспечить полноценное участие предприятий в подготовке документов для экономики замкнутого цикла». Оказавшись в непростом положении, правительство дало понять, что отвечать на этот запрос оно не намерено. «Санитарный кризис не отменяет необходимости беречь климат», – подчеркнула министр экологии Элизабет Борн в интервью Les Echos 22 апреля.

В этих условиях интересно наблюдать за действиями исполнительной власти: с одной стороны она разрешает то, что запрещает с другой. 8 апреля кабинет министров неожиданно опубликовал указ, которым фактически наделил префектов правом отступать от ряда норм в таких сферах, как занятость, благоустройство территорий и охрана окружающей среды. Обращая внимание на экологическую составляющую, сайт Reporterre пишет, что префект вправе сократить срок публичного обсуждения градостроительного проекта, отменить его экологическую экспертизу и уменьшить количество консультаций со специалистами.

«Французские холдинги собираются воспользоваться удобными обстоятельствами не только в рамках страны. Объединившись во Французскую ассоциацию частных компаний (Afep), многие транснациональные корпорации лоббируют свои интересы в Европейской комиссии, пытаясь добиться отсрочки исполнения, а в некоторых случаях и полной отмены, ряда инициатив по переходу к новой экологической модели», – отметил член ассоциации Attac, экономист Максим Комб в открытом письме, опубликованном на платформе Bastamag.

В документе, обнародованном изданием Contexte содержится информация о том, что руководство крупных французских компаний призывает отложить на несколько месяцев, а лучше даже лет, внедрение любых мер экологического регулирования в масштабах Европы. Имеется в виду директива о промышленных выбросах, уменьшении объёма загрязняющих веществ и парниковых газов. Под документом стоят подписи представителей компаний Renault, L’Oreal, Danone, Saint-Gobain, Nestle, Engie и Suez. При этом десять дней тому назад все они подписали обращение, инициированное депутатом Европарламента от движения «Вперёд, Республика!» Паскалем Канфеном, генеральным секретарём ФДКТ Лораном Берже и депутатом Европейского парламента от партии «Европа Экология Зелёные» Яником Жадо, с призывом «инвестировать в защиту окружающей среды и биоразнообразия».

Опубликовано 27/04/2020

На ту же тему

Новая вспышка птичьего гриппа

В конце ноября впервые был обнаружен первый очаг птичьего гриппа на ферме со 160 000 курами-несушками в департаменте Нор. Для предотвращения распространения H5N1 уничтожили поголовье в 650 000 птиц. Вакцинация животных может спасти положение. Но тогда нельзя будет торговать на экспорт. А главы компаний-производителей не готовы работать на французский рынок.

Читать полностью »

20 % французов мёрзнут у себя дома

Для миллионов семей отопление стоит слишком дорого. Кто-то включает отопление, только если температура в спальне падает ниже 14 градусов. Другим приходится выбирать между едой и оплатой электроэнергии.

Читать полностью »