Будущее свободной прессы под угрозой. СМИ стали одной из наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Несмотря на рост посещаемости сайтов, продажи бумажных изданий резко упали. Что ещё хуже – сократились поступления от рекламы, главного источника доходов современной прессы. Так, от размещения рекламы уже отказались все французские производители. Издатели сокращают число страниц, периодичность выхода свежих номеров, и что самое страшное – персонал.
Наиболее болезненно кризис бьёт по независимым изданиям. Эксперты бьют тревогу: будущее плюрализма в медиа под угрозой.
Карантинные ограничения негативно сказались на работе средств массовой информации, которым в последнее время и без того приходится непросто. Это не может не вызывать обеспокоенности, поскольку благополучие прессы – один из показателей демократичности любого общества.
Трудно представить себе существование спортивных газет без спорта. Трудно представить себе, как могут выходить журналы, освещающие культурную жизнь, без каких-либо событий в этой сфере. В условиях самоизоляции вообще трудно представить себе, как существуют какие бы то ни было издания. Сложно даже просто найти их: кризис прессы, до эпидемии Covid-19 протекавший латентно, в середине марта принял угрожающие масштабы.
Опубликованные в четверг данные Ассоциации французской прессы (OJD) за март свидетельствуют не только о потребности общества в информации, но и о наличии серьёзных проблем с её распространением. Так, издание Parisien/Aujourd’hui в марте потеряло 15,93 % читателей, за этот же период спрос на газету Figaro сократился на 6,06 %, на Equipe – на 14,64 %, на Croix – на 4,10 %. И лишь у двух изданий в марте прибавилось читателей их печатной версии – это Monde (+11,55 %) и Liberation (+0,60 %). Некоторые ежедневные газеты, например, Marseillaise, на этот период приостановили выпуск печатной версии. То же самое относится и к изданиям в других сегментах (Sine Mensuel и Grazia). Чтобы преодолеть экономические трудности сегодняшнего дня, переполненного информацией, все газеты, в том числе Humanité и Humanité Dimanche, уменьшили количество страниц. Некоторые изменили график выхода: еженедельные до недавних пор издания France Football и Voici теперь поступают в продажу дважды в месяц.
Уровень продаж печатных изданий снизился, и это не удивительно: в Париже, например, закрыто 40 % киосков, в том числе все пункты продажи прессы под вывеской Relay. В столичном регионе функционирует 90 % торговых точек, но все они сталкиваются с проблемой поставок. Французская почта, руководство которой приняло решение о временном ограничении перемещений своих сотрудников, доставляла абонентам газеты не шесть раз в неделю, как до эпидемии, а вдвое реже, из-за чего многие отказывались от подписки. Правда, со среды почта доставляет корреспонденцию уже четыре, а не три раза в неделю, а с 11 мая она перейдёт на обычную, шестидневную рабочую неделю. Ежедневная газета Paris-Normandie, которая и раньше находилась в не лучшем положении, стала одной из первых официально признанных жертв этого экономического бедствия: в редакции введено антикризисное управление, но она может продолжать работу на протяжении трёх месяцев. Вместе с тем доходы прессы, финансовое благополучие которой в значительной степени зависит от рекламы, в последнее время тают как снег под весенним солнцем: от размещения рекламы отказались все предприятия автомобилестроения, в первую очередь те, на которых производятся машины дорогих марок. Поправка, предложенная депутатами от движения «Вперёд, Республика!» и внесённая в начале недели Орор Берже, заключалась в том, чтобы предоставлять налоговый вычет компаниям, которые продолжают вкладывать средства в свою рекламу, была отклонена. Та же участь постигла и предложение коммунистов, представленное Андре Шассенем, установить специальный налог на компании, входящие в объединение Gafa, чтобы поддержать печатные СМИ в период кризиса. Выступая в четверг перед депутатами Национальной ассамблеи, министр культуры Франк Ристер сообщил, что «через несколько недель» он вместе с министром экономики Брюно Ле Мэром представит план поддержки печатных СМИ. О содержании этого документа пока ничего не известно.
А между тем время не ждёт. В понедельник агентство по распространению печатных изданий Presstalis обратилось в парижский арбитражный суд с иском о приостановке финансирования.
Первое заседание по этому делу состоится в пятницу и может быть перенесено на середину мая, если суд решит, что финансовое состояние компании позволит ей продолжить своё существование до этого времени. Арбитражный управляющий Элен Бурбулу предложила план поддержки издательств: половину из 120 миллионов евро, в которых нуждается Presstalis, выделит государство, а вторую часть предоставят акционеры в обмен на инвестиции в транспортировку. От участи агентства Presstalis зависит не только продажа печатных СМИ, но и судьба 900 сотрудников, которые вместе с отраслевым отделением ВКТ отвергают все три варианта выхода из кризиса, связанные с созданием фонда взаимопомощи.
Системный кризис, поразивший отрасль, сопровождается целым рядом крупных социальных сложностей. Первыми под удар попали самые уязвимые сотрудники – внештатные корреспонденты, которым во многих редакциях сразу же указали на дверь. Чтобы представить себе масштаб проблемы, достаточно знать, что в журналистской среде временные работники составляют 49 % общего контингента. Под давлением профсоюзов правительство было вынуждено издать указ, разрешающий переводить внештатников на частичную занятость. Несмотря на то, что посещаемость интернет-сайтов многих газет существенно возросла, уменьшение рекламного бюджета и количества подписчиков на их бумажные версии, стоящие дороже, поставило издания в сложные экономические условия. Очевидно, что наиболее тяжёлый удар принимают на себя независимые СМИ, так как они находятся в самом уязвимом положении и не располагают достаточными запасами средств для того, чтобы выбраться из него.
«Что останется от свободы, плюрализма и достоверности информации к 2030 году? Ответ на этот вопрос зависит от сегодняшнего дня», – предупредили в минувшую среду активисты организации «Репортёры без границ». «Кризис прессы чреват кризисом гражданских свобод, — полагает глава этого объединения Кристоф Делуар. — Авторитарным правительствам санитарный кризис даёт повод пустить в ход пресловутую «шоковую доктрину»: воспользоваться нейтрализацией политической жизни, спадом активности населения и прекращением социальных выступлений и ввести меры, которые в обычное время были бы совершенно неприемлемы». И Франция в этом смысле не исключение.
Опубликовано 24/04/2020