Эпидемия COVID-19 нанесла тяжёлый удар по СМИ

Карантинные ограничения негативно сказались на работе средств массовой информации, которым в последнее время и без того приходится непросто. Это не может не вызывать обеспокоенности, поскольку благополучие прессы – один из показателей демократичности любого общества.
Карантинные ограничения негативно сказались на работе средств массовой информации, которым в последнее время и без того приходится непросто. Это не может не вызывать обеспокоенности, поскольку благополучие прессы – один из показателей демократичности любого общества.

Будущее свободной прессы под угрозой. СМИ стали одной из наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Несмотря на рост посещаемости сайтов, продажи бумажных изданий резко упали. Что ещё хуже – сократились поступления от рекламы, главного источника доходов современной прессы. Так, от размещения рекламы уже отказались все французские производители. Издатели сокращают число страниц, периодичность выхода свежих номеров, и что самое страшное – персонал.

Наиболее болезненно кризис бьёт по независимым изданиям. Эксперты бьют тревогу: будущее плюрализма в медиа под угрозой.

Карантинные ограничения негативно сказались на работе средств массовой информации, которым в последнее время и без того приходится непросто. Это не может не вызывать обеспокоенности, поскольку благополучие прессы – один из показателей демократичности любого общества.

Трудно представить себе существование спортивных газет без спорта. Трудно представить себе, как могут выходить журналы, освещающие культурную жизнь, без каких-либо событий в этой сфере. В условиях самоизоляции вообще трудно представить себе, как существуют какие бы то ни было издания. Сложно даже просто найти их: кризис прессы, до эпидемии Covid-19 протекавший латентно, в середине марта принял угрожающие масштабы.

Опубликованные в четверг данные Ассоциации французской прессы (OJD) за март свидетельствуют не только о потребности общества в информации, но и о наличии серьёзных проблем с её распространением. Так, издание Parisien/Aujourd’hui в марте потеряло 15,93 % читателей, за этот же период спрос на газету Figaro сократился на 6,06 %, на Equipe – на 14,64 %, на Croix – на 4,10 %. И лишь у двух изданий в марте прибавилось читателей их печатной версии – это Monde (+11,55 %) и Liberation (+0,60 %). Некоторые ежедневные газеты, например, Marseillaise, на этот период приостановили выпуск печатной версии. То же самое относится и к изданиям в других сегментах (Sine Mensuel и Grazia). Чтобы преодолеть экономические трудности сегодняшнего дня, переполненного информацией, все газеты, в том числе Humanité и Humanité Dimanche, уменьшили количество страниц. Некоторые изменили график выхода: еженедельные до недавних пор издания France Football и Voici теперь поступают в продажу дважды в месяц.

Уровень продаж печатных изданий снизился, и это не удивительно: в Париже, например, закрыто 40 % киосков, в том числе все пункты продажи прессы под вывеской Relay. В столичном регионе функционирует 90 % торговых точек, но все они сталкиваются с проблемой поставок. Французская почта, руководство которой приняло решение о временном ограничении перемещений своих сотрудников, доставляла абонентам газеты не шесть раз в неделю, как до эпидемии, а вдвое реже, из-за чего многие отказывались от подписки. Правда, со среды почта доставляет корреспонденцию уже четыре, а не три раза в неделю, а с 11 мая она перейдёт на обычную, шестидневную рабочую неделю. Ежедневная газета Paris-Normandie, которая и раньше находилась в не лучшем положении, стала одной из первых официально признанных жертв этого экономического бедствия: в редакции введено антикризисное управление, но она может продолжать работу на протяжении трёх месяцев. Вместе с тем доходы прессы, финансовое благополучие которой в значительной степени зависит от рекламы, в последнее время тают как снег под весенним солнцем: от размещения рекламы отказались все предприятия автомобилестроения, в первую очередь те, на которых производятся машины дорогих марок. Поправка, предложенная депутатами от движения «Вперёд, Республика!» и внесённая в начале недели Орор Берже, заключалась в том, чтобы предоставлять налоговый вычет компаниям, которые продолжают вкладывать средства в свою рекламу, была отклонена. Та же участь постигла и предложение коммунистов, представленное Андре Шассенем, установить специальный налог на компании, входящие в объединение Gafa, чтобы поддержать печатные СМИ в период кризиса. Выступая в четверг перед депутатами Национальной ассамблеи, министр культуры Франк Ристер сообщил, что «через несколько недель» он вместе с министром экономики Брюно Ле Мэром представит план поддержки печатных СМИ. О содержании этого документа пока ничего не известно.

А между тем время не ждёт. В понедельник агентство по распространению печатных изданий Presstalis обратилось в парижский арбитражный суд с иском о приостановке финансирования.

Первое заседание по этому делу состоится в пятницу и может быть перенесено на середину мая, если суд решит, что финансовое состояние компании позволит ей продолжить своё существование до этого времени. Арбитражный управляющий Элен Бурбулу предложила план поддержки издательств: половину из 120 миллионов евро, в которых нуждается Presstalis, выделит государство, а вторую часть предоставят акционеры в обмен на инвестиции в транспортировку. От участи агентства Presstalis зависит не только продажа печатных СМИ, но и судьба 900 сотрудников, которые вместе с отраслевым отделением ВКТ отвергают все три варианта выхода из кризиса, связанные с созданием фонда взаимопомощи.

Системный кризис, поразивший отрасль, сопровождается целым рядом крупных социальных сложностей. Первыми под удар попали самые уязвимые сотрудники – внештатные корреспонденты, которым во многих редакциях сразу же указали на дверь. Чтобы представить себе масштаб проблемы, достаточно знать, что в журналистской среде временные работники составляют 49 % общего контингента. Под давлением профсоюзов правительство было вынуждено издать указ, разрешающий переводить внештатников на частичную занятость. Несмотря на то, что посещаемость интернет-сайтов многих газет существенно возросла, уменьшение рекламного бюджета и количества подписчиков на их бумажные версии, стоящие дороже, поставило издания в сложные экономические условия. Очевидно, что наиболее тяжёлый удар принимают на себя независимые СМИ, так как они находятся в самом уязвимом положении и не располагают достаточными запасами средств для того, чтобы выбраться из него.

«Что останется от свободы, плюрализма и достоверности информации к 2030 году? Ответ на этот вопрос зависит от сегодняшнего дня», – предупредили в минувшую среду активисты организации «Репортёры без границ». «Кризис прессы чреват кризисом гражданских свобод, – полагает глава этого объединения Кристоф Делуар. – Авторитарным правительствам санитарный кризис даёт повод пустить в ход пресловутую «шоковую доктрину»: воспользоваться нейтрализацией политической жизни, спадом активности населения и прекращением социальных выступлений и ввести меры, которые в обычное время были бы совершенно неприемлемы». И Франция в этом смысле не исключение.

Опубликовано 24/04/2020

На ту же тему

Министр финансов Германии и финансовые скандалы
Правительство отчитывается о своих действиях в период...
Приостановлены испытания вакцины от коронавируса
Отделится ли Новая Каледония от Франции?