Астерикс потерял своего второго отца: в возрасте 92 лет скончался Альбер Удерзо

Вместе с Рене Госинни этот художник создал знаменитых героев комиксов, неустрашимых галлов, приключения которых на протяжении многих лет имели огромный успех, хотя сначала никто этого не ожидал.
Вместе с Рене Госинни этот художник создал знаменитых героев комиксов, неустрашимых галлов, приключения которых на протяжении многих лет имели огромный успех, хотя сначала никто этого не ожидал.

Астерикс – всемирно известный персонаж комиксов, которые были переведены на 111 языков и были напечатаны совокупным тиражом 375 миллионов, не считая фильмов и мультфильмов. Впервые дерзкого галла в крылатом шлеме нарисовал художник Альбер Удерзо, выходец из рабочей семьи итальянских иммигрантов, скончавшийся 24 марта на 93-м году жизни.

Вместе с Рене Госинни этот художник создал знаменитых героев комиксов, неустрашимых галлов, приключения которых на протяжении многих лет имели огромный успех, хотя сначала никто этого не ожидал.

Художник Альбер Удерзо, чей плодотворный творческий союз со сценаристом Рене Госинни увенчался созданием Астерикса, скончался вчера во сне от остановки сердца. Его смерть не имеет отношения к коронавирусу. Ему было 92 года. Альбер Удерзо был сыном итальянского иммигранта, покинувшего Лигурию после семейной ссоры. Он родился в городе Фим (департамент Марна) 25 апреля 1927 года. Его настоящее имя – Альберто. Как писал сам художник в вышедшей в 2008 году автобиографической книге «Albert Uderzo se raconte» (Stock), он решил избавиться от буквы «о», которая делала его имя слишком громоздким и напоминала о происхождении. «В детстве я изрядно настрадался от дурной репутации итальянцев. Их считали «грязными макаронниками», которые приехали, чтобы отбирать хлеб у французов», – вспоминал он. Родители Альберто обосновались во Франции в 1934 году. Его отец был плотником, мать – горничной. Мальчик рос в пригороде Парижа Клиши-су-Буа. Ещё в совсем юном возрасте выяснилось, что Альберто, будучи дальтоником, очень хорошо рисует. В то время он увлекался «Приключениями Микки». Впоследствии этот художник, которого принято считать одним из мэтров франко-бельгийской школы, утверждал, что на его становление оказало большое влияние творчество американского мультипликатора Уолта Диснея, и восхищался его работой «Белоснежка и семь гномов».

Во время Второй мировой войны Альберто часто бывал в Бретани, где скрывался его брат Бруно, не желавший попасть в «службу обязательного труда».[i] Воспоминания о том времени вдохновили художника на создание истории о приключении двух галлов на Армориканской возвышенности. В 14 лет будущий художник устроился на работу в SPE («Парижская издательская компания»), где постигал азы издательского ремесла. В конце войны он решил пойти по стопам Диснея и начал работать в парижской студии анимации. Но этот опыт оказался недолгим. Его необычный комикс Clopinard получил первый приз на конкурсе издательского дома Editions du Chene и был опубликован. Главный герой – одноглазый и одноногий, передвигающийся на пружине, старый солдат наполеоновской армии, имеющий привычку нюхать порох. Но до настоящей славы было ещё далеко. Чтобы добиться известности, Альберто начал иллюстрировать журналы для молодёжи. Именно там увидели свет пародия на Тарзана Зартан, человек-обезьяна Зидор, чрезвычайно выносливый и деятельный Арис Бак и его спутник, карлик Кастаньяс с огромным носом, густыми усами и в шапке с крылышками. Невозможно не заметить сходство с персонажем, который вошёл в историю…

Взлёт молодого художника прервала служба в армии. Только в 1950 году он смог возобновить свою карьеру. Сначала Альберто был репортёром и художником в газете «Франс Диманш», затем он перешёл в агентство World Press, объединявшее художников-иллюстраторов. В эти годы он познакомился с Жан-Мишелем Шарлье, вместе с которым позже нарисует «Приключения Танги и Лавердюра», и впервые встретился с молодым писателем Рене Госинни, незадолго до этого вернувшимся из США. Вскоре они стали дружны как братья. Вместе они придумали нового персонажа – юного индейца Умпа-Па. Но их рисунки не вызвали интереса ни в бельгийском издательстве «Дюпюи», ни у американских издателей. Серия их комиксов была опубликована только в 1958 году на страницах Journal de Tintin. Тогда же руководство World Press устроило большой скандал, пожелав избавиться от некоторых сотрудников, в том числе от Госинни и Удерзо, обвинённых в попытке создать ассоциацию для защиты своих авторских прав. Но в 1959 году начал выходить Pilote и  читатели познакомились с Танги, Лавердюром и Астериксом.

Комикс про галла по имени Астерикс был опубликован в альбоме издательства «Дарго» в 1961 году. Первый тираж составлял 6 000 экземпляров. «Никогда не забуду одного сотрудника в издательстве «Дарго», занимавшегося продажами. Это был самовлюблённый тип, который ходил по коридорам в сапогах и с хлыстом в руке. Однажды я спросил у него: «Скажите, пожалуйста, почему вы больше не выпускаете наш альбом». В ответ он сказал: «Вот когда у вас будет 30 000 экземпляров, тогда и поговорим». К сожалению, когда мы достигли миллионных тиражей, он в этом издательстве уже не работал», – рассказал Удерзо нашим коллегам из газеты Le Monde.

Вместе с Госинни они опубликовали 26 историй о неустрашимых галлах, но в 1977 году его соавтор внезапно скончался во время снятия кардиограммы с нагрузкой. После смерти своего «брата» Удерзо был безутешен. Он забросил планы по созданию новых историй про Астерикса, прекратил работу над уже начатым комиксом «Астерикс у белгов». Но со временем Удерзо нашёл в себе силы вернуться к работе и в 1979 году закончил этот комикс, а также основал издательский дом Albert Rene. Следующие девять приключений он придумал один. Критики с сожалением отмечали, что уровень сценарной проработки сюжета снизился, но читатели встречали новинки с неизменной симпатией. А в 2013 году Жан-Ив Ферри и Дидье Конрад с благословения Удерзо продолжили его дело.

Их последний альбом «Дочь Верцингеторикса» был представлен с использованием мощных маркетинговых технологий, достойных рок-звезды, а первый его тираж составил 5 миллионов экземпляров. Удерзо чрезвычайно внимательно следил за судьбой персонажа по имени Астерикс. Рассказы о его приключениях, переведённые на 111 языков, разошлись общим тиражом 375 миллионов экземпляров. Альбер Удерзо оставил нам в наследство не только комиксы и всё, что с ними связано, но и тематический парк, фильмы, а главное – тех галлов, в которых многие представители самых разных политических течений узнают выдающихся деятелей французской истории.

Опубликовано 25/03/2020


[i] Программа коллаборационистского государства Виши по отправке французских граждан на обязательные работы в Германию. Началась в 1942 г. – прим ред.

На ту же тему

Пожар в соборе Нанта: следствие отрабатывает версию...
Алис Ги, в тени Gaumont
Собор Святой Софии – последний крестовый поход...
То зной, то непогода… Съёмки проходят в...