LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Парламент ставит под угрозу гражданские свободы и социальное право

Закон о борьбе с коронавирусом даёт правительству самые широкие полномочия при введении чрезвычайного положения, при этом контроль за его соблюдением будет относительным. В разгар эпидемии не обошлось без попыток скорректировать Трудовой кодекс.

Во Франции устанавливается «чрезвычайное санитарное положение». Парламент принял «экстренный закон о борьбе с эпидемией Covid-19», несмотря на то, что в зале присутствовали менее трёх десятков депутатов. Левые выступили против во втором чтении: прикрываясь очевидной необходимостью срочных мер, правительство ограничило права работников в интересах буржуазии и наделило себя широчайшими полномочиями на неопределённый срок.

Угрожает ли пандемия демократии?

Закон о борьбе с коронавирусом даёт правительству самые широкие полномочия при введении чрезвычайного положения, при этом контроль за его соблюдением будет относительным. В разгар эпидемии не обошлось без попыток скорректировать Трудовой кодекс.

Принято. В ночь с субботы на воскресенье Национальная ассамблея проголосовала за проект «экстренного закона о борьбе с эпидемией Covid-19», одобрив его 510 голосами. Депутаты от ФКП, «Непокорённые» и трое представителей социалистического сектора выступили против его принятия. В первую очередь они руководствовались тем, что меры, предусмотренные «чрезвычайным санитарным положением», диспропорциональны. «В принципе мы были согласны с этой идеей. Мы не хотим препятствовать действиям правительства, направленным на борьбу с коронавирусом. Но при этом нельзя забывать о соблюдении норм, принятых в правовом государстве. А представленный на рассмотрение документ даёт правительству чересчур широкие полномочия», – отметил Стефан Пё (ФКП), объяснив, что члены его фракции предложили соотнести новое чрезвычайное положение с имеющимися нормами, которые были установлены в 1955 году. «Суть заключалась в том, чтобы обеспечить возможность парламентского контроля по истечении двенадцати дней. Но это предложение было отвергнуто, – с тревогой говорит он. – В итоге мы можем получить такое чрезвычайное положение, которое, учитывая его продолжительность и недостаточно жёсткий контроль, не будет соответствовать требованиям статьи 16 Конституции», наделяющей президента Республики исключительными полномочиями и позволяющей парламентариям обратиться в Конституционный совет по прошествии 30 дней.

Такое «чрезвычайное санитарное положение» может быть объявлено сразу на два месяца, а затем продлеваться каждый месяц. «Мы предложили создать национальную комиссию с участием представителей всех политических, общественных и экономических объединений, чтобы преодолеть кризис в обстановке согласия, доверия и прозрачности. Но эта идея тоже не нашла поддержки. А ведь демократия является одним из необходимых условий для того, чтобы успешно справиться с этим испытанием и настроить весь народ на соблюдение предписанных мер», – уверен Стефан Пё. «Собраний никогда не бывает слишком много! Пусть только нас созовут, и мы сможем собраться в любое время дня и ночи для обсуждения», – заверил Жан-Люк Меланшон. Лидер «Непокорённых» полагает, что «нет никакого правового вакуума», который объяснял бы необходимость введения «чрезвычайного санитарного положения», но он был готов проголосовать и за эту меру, пока не стало очевидно, что она подразумевает «наделение правительства невиданными полномочиями» без достаточного контроля.

«Мы не можем создать с нуля какую-либо правовую норму, когда на заседании присутствуют менее тридцати депутатов», – утверждает социалист Борис Валло. В самом деле, большинство мест в зале нижней палаты Парламента пустовало, потому что было решено, что от каждой фракции здесь могут присутствовать не более трёх депутатов (в условиях эпидемии они представляют 577 своих коллег). При голосовании большинство народных избранников от Социалистической партии воздержались, как и сенаторы-коммунисты, которые высказали свою позицию раньше, в ночь на четверг. Они руководствовались в первую очередь тем, что на рассмотрение Парламента был вынесен текст, состоящий из указов: к первому чтению закон может быть подготовлен правительством, а не органом законодательной власти, а депутаты одобрят или отвергнут этот документ по итогам его обсуждения. То есть возможна ситуация, при которой кабинет министров разрабатывает закон, а затем Парламент отказывается его ратифицировать. Текст документа дорабатывался постепенно. К тому же, по мере обсуждения документа становилось понятно, что народное единство, которому придаёт столь важное значение президент Франции Эммануэль Макрон, понятие призрачное.

Поводом для разногласий стали изменения в правилах карантина. Все парламентарии признали, что необходимо добиваться их соблюдения, однако по вопросу о повышении штрафов мнения разделились. Штраф за первое нарушение режима составляет 135 евро, за повторное – 1 500 евро. В дальнейшем он может доходить до 3 750 евро, не исключено также тюремное заключение на шесть месяцев. «Это совершенно непропорциональное наказание. И, конечно, не нужно отправлять нарушителей за решётку, ведь наши тюрьмы и без того заполнены», – считает депутат от фракции «Свободы и территории» Шарль де Курсон. Но наибольшее недовольство народных избранников было вызвано отсутствием контроля за чрезвычайным положением и попытками внести коррективы в трудовое право. Эта вторая причина также побудила депутатов от ФКП и от «Непокорённых» проголосовать против документа. Подготовленный правительством законопроект даёт некоторым предприятиям возможность отступать от правил, определяющих продолжительность рабочего дня и рабочей недели (она составляет 35 часов), предоставление оплачиваемых отпусков и отгулов, а также порядок проведения собраний для органов, представляющих интересы работников той или иной компании. В документе не указаны отрасли, на которые распространяются эти распоряжения, а срок их действия не увязан с продолжительностью эпидемии.

Понятие вынужденного простоя временно упразднено как в государственном, так и в частном секторе экономики для того, чтобы в условиях эпидемии оплата начислялась за всё время приостановки работы, начиная с первого дня. Но по правам сотрудников был нанесён серьёзный удар. Теперь работодатель может вынудить своих подчинённых, как тех, кто находится на домашнем карантине, так и тех, кто продолжает являться в офис, отказаться от неиспользованных отгулов и дней, предоставляемых в рамках сокращения рабочего времени. Предложение об отправке людей в не ограниченные по продолжительности оплачиваемые отпуска было передано на рассмотрение в рамках отдельных отраслей и предприятий, но Сенат определил, что длительность таких отпусков не может превышать шести рабочих дней. «Нельзя допустить, чтобы в трудные моменты права работников стали единственной разменной монетой», – заметил Жан-Люк Меланшон, по словам которого «кто много имеет, тот должен и много отдавать». «Нам известно о стремлении правительства скорректировать Трудовой кодекс. Это неприемлемо и в добрые времена, а в сегодняшнем положении – тем более. Французы готовы приложить все силы в борьбе против коронавируса, и для этого вовсе не нужны меры авторитарного характера и посягательства на Трудовой кодекс», – добавил Стефан Пё.

Парламентарии приняли решение о переносе выборов в муниципальные органы власти на июнь, предположительно, на 21 или 28 июня, если санитарная ситуация в стране этому не помешает. Вопрос о сроках подачи предвыборных списков вызвал оживлённые дебаты, поскольку было выдвинуто предложение ограничить их концом марта. В конечном счёте было решено, что подавать списки можно до 2 июня, а предвыборная кампания начнётся 8 июня. Максимальная сумма средств, которую можно потратить на эти цели, будет пересмотрена в сторону повышения и установлена специальным указом. Парламентарии утвердили итоги первого тура местных выборов и сообщили, что кандидаты, избранные 15 марта, вступят в должность в июне. До тех пор местные органы власти продолжат работу в своём нынешнем составе.

Опубликовано 22/03/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »