LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Выдающийся теоретик марксизма скончался от коронавируса в понедельник, в возрасте 93-х лет. Он оставил после себя большое, но недостаточно изученное философское наследие. Сегодня мы вспоминаем о его насыщенном жизненном пути в политике и науке.

Чёрные вести из Франции: пандемия коронавируса унесла жизнь выдающегося марксистского мыслителя Люсьена Сэва.

Философ, психолог, антрополог, но в первую очередь – коммунист, Люсьен Сэв всю свою жизнь посвятил борьбе за свои идеалы, постижению и освобождению человеческой сущности. Большую часть жизни Сэв состоял во Французской коммунистической партии, три десятилетия входил в её Центральный Комитет, вёл плодотворные дискуссии с Альтюссером, Гароди, Арагоном…

До конца своих дней он верил в необходимость и неизбежность коммунизма, путь к которому человек постоянно переоткрывает в развёртывающихся противоречиях повседневности, будучи не столько заложником истории, сколько её творцом.

На протяжении десятилетий Люсьен Сэв был близким другом «Юманите», и даже провёл один день в качестве её почётного главного редактора.

Выдающийся теоретик марксизма скончался от коронавируса в понедельник, в возрасте 93-х лет. Он оставил после себя большое, но недостаточно изученное философское наследие. Сегодня мы вспоминаем о его насыщенном жизненном пути в политике и науке.

Пришла печальная новость. Скончался Люсьен Сэв. Жизнь этого философа 93-х лет оборвал коронавирус, с которым он больше недели сражался, находясь в больнице. Для многих коммунистов Сэв был знаковой фигурой, а с нашей газетой его связывала искренняя дружба. Несмотря на свой почтенный возраст, в декабре 2014 года он, со своей всегдашней улыбкой, принял предложение стать на один день «главным редактором» «Юманите». Присутствуя вместе с нами на редакционной планёрке, которая проходила в совершенно особой атмосфере – благодаря широте души и живости ума, присущим нашему гостю – он, будучи убеждённым сторонником теоретических дебатов высокого уровня, предложил нам сделать последнюю полосу пятничного выпуска площадкой для размышлений, критики, полемики. Люсьен Сэв считал, что это поможет «вооружить читателей в идеологической борьбе».

«В ХХ веке коммунизма не было»,  – произнёс он, выступая перед собравшимися на Агоре во время последнего праздника газеты «Юманите», и тем самым кратко выразил мысль, которая красной нитью проходит через все его труды и книги последних лет. Сильное заявление, сделанное в пику всем тем, кто утверждает, будто коммунистическая идеология исчезла вместе с СССР. Оно прозвучало смело и даже крамольно с точки зрения тех, кто до сих пор предаётся ностальгии по ушедшим годам.

Эта мысль положена в основу его работы «Penser avec Marx aujourd’hui» (La Dispute), которая состоит из четырёх частей и издана в четырёх больших томах, почти на четыре тысячи страниц. Люсьен Сэв всё время призывал читать и перечитывать труды Маркса и Энгельса, не воспринимая их как канонические тексты, а черпая из них мобильные, подвижные и, главное, открытые элементы. Основная мысль, которую он видел в их философии, состояла в том, что коммунизм – это не какое-то идеальное состояние, отражение духа, создающего мировоззрение, на которое должен опираться весь миропорядок. Это, скорее, по словам самого же Маркса, «движение, которое должно покончить с нынешним положением дел».

Основываясь на этом утверждении, Люсьен Сэв отвергал давний постулат всевозможных коммунистических партий – идею о поэтапном продвижении к далёкой цели. По мнению марксистского философа, вопрос о коммунизме ставится здесь и сейчас, в реальном современном мире, и само это движение порождает новые производственные отношения, новое отношение к Земле, новые человеческие отношения, зародыши и основы которых существуют уже сегодня. Трагическая реальность коронавирусного кризиса, которая делает как никогда актуальным запрос на создание «общего», подтверждает его правоту. И сейчас, когда его уже нет с нами, это помогает нам задуматься о происходящем.

«Да, коммунизм подходит к стадии объективной зрелости», – рассуждал он в одном из недавних интервью нашему изданию. В последние годы его любопытные размышления не находили никакого отклика в прессе, и его научное наследие явно недооценивается. А между тем оно занимает важное место в истории марксизма, и вся совокупность его трудов в области антропологии, психологии, истории и философии социальных наук наложила отпечаток на интеллектуальное становление нескольких поколений общественных активистов и левой интеллигенции.

«У нас есть три жизни, если только мы доживём до пенсионного возраста, который неолибералы всячески пытаются повысить», – говорил философ в документальном фильме, который снял о нём Марсель Родригес (1). Он родился в период между двумя войнами, 9 декабря 1926 года, в Шамбери, департамент Савойя. Люсьен Сэв, выходец из среды мелкой провинциальной буржуазии, родился в светской и хорошо образованной семье, а в 1945 году поступил в престижную Высшую нормальную школу на улице Ульм, где изучал труды мыслителей «от Сартра до Маркса». И спустя четыре года получил диплом преподавателя философии.

«Испытывая неприязнь» к богатым парижским буржуа, он предпочитал общаться с «активистами из числа рабочих», которых он встретил среди членов ФКП, а в 1950 году вступил в эту партию. Он был вынужден дорого заплатить за свои убеждения, став жертвой антикоммунизма, укрепившегося в то время в академической среде.

Люсьен Сэв начал работать преподавателем во французском лицее Брюсселя, но в мае 1950 года был отстранён от должности после нескольких лекций, организованных посольством Франции, где он провозглашал идеи марксизма. Его перевели в лицей города Шомон, департамент Верхняя Марна. Директор этого учебного заведения сразу предупредил нового сотрудника о грозивших ему строгих административных санкциях, и в 1951 году тот предпочёл отправиться на военную службу, не дожидаясь призыва. «Мы уже были в войсках под командованием Массю. Через младших лейтенантов в армию начали проникать идеи фашизма», – вспоминал он. Вернувшись из армии, Люсьен Сэв энергично взялся за преподавательскую работу и за исполнение новых обязанностей в рядах ФКП.

В одной из своих первых книг «Марксизм и теория личности» (Editions sociales) он действенно, без лишней полемики, но по существу возражает Луи Альтюссеру, своему знакомому по учёбе в ENS, который рассматривал марксизм как теоретический антигуманизм – так как левые политические лидеры были причастны к классовой борьбе. Сэв этого не отрицал, однако рассматривал ситуацию с диалектических позиций. Если люди, создающие историю, сами являются продуктами этой истории и руководствуются в своих действиях противоречиями в общественных отношениях, то в целом они, в самом деле, являются создателями истории. Вопреки наивному или извращённому гуманизму, отрицающему как историю, так и классовую борьбу, Люсьен Сэв заложил основы действенного гуманизма, основанного на конкретике и движении. Он до последних дней отстаивал живой взгляд на коммунизм, пропагандируя его тем, кто считает себя сегодня сторонниками этого течения.

Философские воззрения Люсьена Сэва, который был членом центрального комитета ФКП, порой несколько расходились с ее основной линией. Оживлённые дебаты среди однопартийцев вызвала публикация его книги «Современная философия и её генезис от 1789 года до наших дней» (Editions sociales), изданной в 1962 году. Автор предлагал отойти от догматической трактовки марксизма за счёт творческого развития этого учения. Вдохновившись дебатами в центральном комитете Аржантёя в марте 1966 года – между Гароди и Арагоном с одной стороны, и Альтюссером с другой – Люсьен Сэв занял особую позицию: он критиковал подход Гароди, и, в то же время, упрекал Альтюссера за недостаточно внимательное прочтение Маркса.

После смерти Альтюссера Сэв отдал ему дань памяти на страницах нашего издания. Он подчеркнул: покойный философ «помог нам вновь осознать, что Маркс – это коммунизм». В 2010 году Люсьен Сэв вышел из ФКП, но не перестал общаться с её активистами. А они продолжали черпать вдохновение в его наследии, чтобы выработать «в сегодняшних условиях стратегию, направленную на то, что Маркс называл «эволюционной революцией» с коммунистическим прицелом».

Вся редакция «Юманите» выражает самые искренние соболезнования близким Люсьена Сэва, его сыновьям Жану и Марку, его внукам.

(1) DVD можно купить на сайте Фонда имени Габриэля Пери: gabrielperi.fr

Мод Верньоль, Морис Ульрих

Опубликовано 24/03/2020

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »