Миллион голосов за референдум по вопросу о приватизации парижских аэропортов

Необходимое количество подписей для проведения референдума по вопросу о приватизации Les Aeroports de Paris (ADP) собрать не удалось, однако миллион человек, отдавшие свои голоса в поддержку этой идеи, - это безусловный успех, с которым исполнительной власти придётся считаться.
Необходимое количество подписей для проведения референдума по вопросу о приватизации Les Aeroports de Paris (ADP) собрать не удалось, однако миллион человек, отдавшие свои голоса в поддержку этой идеи, - это безусловный успех, с которым исполнительной власти придётся считаться.

Правительство Франции приняло решение о приватизации парижских аэропортов. Оппозиция протестовала и призвала провести референдум по этому вопросу.

По действующему законодательству для инициации референдума необходимо предварительно собрать подписи 10% избирателей, или 4,7 миллиона человек – нереальное количество, особенно в условиях противодействия со стороны власти.

Тем не менее собранные более миллиона голосов станут веским аргументом, который заставит власти прислушаться – тем более, что одним из пунктов предвыборной программы Макрона было обещание снизить порог, необходимый для проведения референдума, как раз до миллиона.

Необходимое количество подписей для проведения референдума по вопросу о приватизации Les Aeroports de Paris (ADP) собрать не удалось, однако миллион человек, отдавшие свои голоса в поддержку этой идеи, – это безусловный успех, с которым исполнительной власти придётся считаться.

Время истекло! Референдума по судьбе Les Aeroports de Paris («Аэропорты Парижа», ADP) не будет. Девять месяцев, выделенные для сбора необходимых 4,7 миллиона подписей, заканчиваются сегодня. На сайте Конституционного совета Франции вопрос был закрыт с итогом в 1 миллион 100 000 человек, поддержавших идею проведения голосования. «Конечно, своей цели мы не добились. Однако собрать миллион подписей при правительстве, которое всеми способами блокирует демократическое решение вопросов, – весьма достойный показатель, ставящий исполнительную власть в затруднительное положение», – подвела итог Элиан Ассасси (ФКП), председатель группы CRCE (Коммунистическая, республиканская, гражданская и экологическая группа) в Сенате, одна из 248 членов парламента (как левых, так и правых), организовавших самую первую в стране процедуру референдума по принципу «разделённой инициативы» (RIP). «Мы провели очень качественную работу, которая показала, что французы ищут средства для восстановления демократии и не желают, чтобы Les Aeroports de Paris стали жертвой приватизации, как это случилось с автодорогами», – добавляет Патрик Каннер, сенатор, член группы Социалистической партии. «Итог в 1,1 миллиона подписей является огромным успехом, если учесть, сколько препятствий перед нами воздвигало правительство и то, что сам сайт был устроен так, чтобы тормозить сбор данных. Плюс настоящий запрет доступа к государственным каналам теле-и радиовещания, чтобы мы не могли вести обсуждение вопроса», – утверждает депутат от «Республиканцев» Жилль Карре, считающий исключительно важным сохранение государственного контроля над ADP.

Правительство решило продать Les Aeroports de Paris, чтобы как можно быстрее поправить своё финансовое положение, несмотря на то что аэропорты, входящие в эту одну из крупнейших в мире группу, являются экономически выгодными объектами стратегического значения. Однако вчера власти объявили, что продажа ADP сейчас отменяется ввиду своей неактуальности. То есть сделка отменена не во имя демократии, а исходя из рыночных интересов… «Условия рынка сейчас неблагоприятны для каких-либо операций по приватизации, особенно это касается Les Aeroports de Paris», – заявила пресс-секретарь президента Сибет Ндиайе. Причина – спад доходности авиационного сектора, в том числе и из-за коронавируса. «Если бы не экономический кризис, условия на рынке были бы благоприятными, и уже завтра начался бы процесс приватизации. Сейчас неподходящая ситуация. К тому же миллион подписей всё же против продажи», – сказал в интервью газете «Marianne» источник из правительственных кругов, имеющий доступ к досье по делу аэропортов.

Значит, власти всё-таки способны заметить голосование, собравшее миллион голосов французов, когда появляется угроза со стороны Биржи и инвесторов… «Речь идёт о временном отказе, которым правительство неумело прикрывает затруднительность своего положения», – объясняет сенатор от ФКП Пьер Лоран. «Конечно, существует и политическая сторона вопроса. Правительство может бесконечно долго не замечать происходящего и принимать решения, идущие вразрез с волей граждан. Оно может сколько угодно пускаться в авторитаризм, вооружившись таким оружием, как статья 49.3 в пенсионном вопросе. Всё это не отменяет недовольства по делу аэропортов и обещания, которое Эммануэль Макрон дал «жёлтым жилетам» и которое, по идее, надо выполнять», – говорит Элиан Ассасси. Сенатор напомнила об обязательстве, которое взял на себя президент Республики, пообещав снизить минимальное необходимое число подписей с 4,7 до 1 миллиона для проведения RIP. А ведь Les Aeroports de Paris уже собрали этот миллион… «Макрон не обратил внимания на мнение 248 членов Парламента и оказался не в состоянии даже встретиться с нами, несмотря на нашу просьбу. А всё потому, что он прекрасно помнит о своём обещании снизить планку до миллиона», – уверен Патрик Каннер.

Впрочем, депутаты Парламента от Социалистической партии планируют представить проект конституционной реформы, включающий в себя это предложение «жёлтых жилетов», которому президент уже дал своё устное согласие. «Мы поймаем президента на слове. Раз уж его конституционная реформа не может сдвинуться с мёртвой точки, мы ему поможем и через Сенат добьёмся того, чтобы RIP стал возможен с 1 миллионом подписей», – объявил Патрик Каннер. Как только с помощью оппозиции будет улажен вопрос с Конституцией, у Макрона появится выход из тупика с ADP, если он поступит по совету ещё одного оппозиционера Жиля Карре. «Если правительство так хочет сократить своё финансовое участие в обеспечении Les Aeroports de Paris, оно может сократить государственный контроль до 50 %, привлекая к участию депозитно-сберегательную кассу, департаменты региона Иль-де-Франс и администрацию самого региона», – объяснил депутат-республиканец, который был категорически против возмутительной продажи автострад компании Vinci при Жаке Шираке.

Это доказывает, что правительству выгодно прислушиваться к предложениям различных парламентских групп, и оно напрасно боится диалога с гражданами. «Французы испытывают всё большую потребность в инструментах демократии прямого воздействия. Но RIP в нынешней своей форме – это несерьёзно. Собрать 4,7 миллиона подписей просто невозможно. И даже если когда-нибудь получится приблизиться к этому «минимуму», референдум может сорваться из-за обычного обсуждения в Национальной ассамблее или Сенате. Такой RIP – это чисто условное право, его нужно усовершенствовать», – разъясняет Лоран Морель, сотрудник исследовательского центра CEVIPOF, недавно опубликовавшая статью «Вопрос референдума» (издательство Sciences-Po). Лоран выступает за проведение референдума при наличии … 1 миллиона подписей поддержавших. «За референдум по Les Aeroports de Paris было собрано огромное количество подписей. Миллион – это 2 % электората Франции. Ровно столько требуется набрать в Швейцарии, и вдвое меньше – в Италии, для проведения референдума», – напомнила она.

Опубликовано 12/03/2020

На ту же тему

Профсоюзы за борьбу с нецелевым использованием государственных...
Рабочие сообщают: компания Verallia не платила налоги
50 лет – ещё слишком молод для...
В год 75-летия ООН её роль как...