LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Калифорнийская мечта Берни Сандерса

Наступил «супервторник», и в самом густонаселённом и прогрессистском штате США сегодня проходят открытые праймериз Демократической партии. Социалист Берни Сандерс делает ставку на молодёжь.

Результаты «супервторника» оказались неоднозначны. Главным их итогом стало то, что реально в гонке на выдвижение в президенты США от Демократической партии остались лишь два кандидата – Берни Сандерс и Джо Байден.

В 10 штатах из 14, участвовавших в праймериз в этот день победил Байден, ставленник партаппарата. Однако южные штаты, где он одержал победу, на президентских выборах традиционно поддерживают республиканцев. Как правило, исход выборов определяют несколько ключевых штатов, одним из которых является Калифорния – богатейший и наиболее населённый штат США, дающий 415 выборщиков. Здесь стратегически важную победу одержал Берни Сандерс.

Как разворачивалась горячая дискуссия перед праймериз – на улицах и в барах, на кухнях и профсоюзных собраниях, – какие силы и слои населения поддерживали того или иного кандидата и какие факторы определили конечную победу социалиста Сандерса.

Наступил «супервторник», и в самом густонаселённом и прогрессистском штате США сегодня проходят открытые праймериз Демократической партии. Социалист Берни Сандерс делает ставку на молодёжь.

Эти выборы решат многое. В баре Brennan’s собрались члены организации Drinking Liberally. Сегодня рекордная явка участников. «Наверное, это приближение праймериз так настраивает нас», — радуется Мэри — активный член этой организации. Drinking Liberally была основана в 2003 году несколькими Нью-Йоркскими «либералами». После трагедии 11 сентября они, разочаровавшись в политике Джорджа Буша, предложили своим единомышленникам собраться за кружкой пива или стаканчиком вина. Терапия винно-политической дружбы дала свои плоды. Но раз в четыре года домашняя атмосфера этих «прогрессистских аперитивов» нарушается, и все начинают обсуждать гонку кандидатов перед праймериз. Так было и в 2012 году, когда речь шла о неожиданном соперничестве Обамы и Клинтон, и в 2016-ом, когда главной темой дискуссий стало жёсткое противостояние Клинтон и Сандерса. В 2020 году всех интересует кто победит – Сандерс или кто-нибудь из центристских кандидатов?

За победу в Калифорнии, которая принесёт поддержку 40 миллионов жителей и 415 делегатов, в «супервторник», судя по всему, будут бороться два кандидата от левого крыла. «Золотой штат», вероятно, выберет сенатора от штата Вермонт (по предварительным опросам Сандерс должен опередить других кандидатов на 18 % голосов). Для его массачусетского соперника Элизабет Уоррен это — решающая суперигра, ведь её предвыборная кампания складывается не слишком удачно. Если Уоррен не сможет набрать 15 % голосов, то получит лишь незначительное число делегатов. Другие кандидаты уже, можно сказать, не в счёт. Пит Буттиджич, по предварительным оценкам, смог получить не больше 10 % и снял свою кандидатуру в штате, а Эми Клобучар (5 %) обеспечила себе лишь поддержку печатных СМИ (как и в остальных штатах), и не более того. О Майкле Блумберге калифорнийцы вспоминают только когда включают телевизор или радио. Десятки миллионов долларов, которые он потратил на свою кампанию (а в общем по стране – 500 миллионов), позволили ему подняться лишь до 10 %. Немногим больше у Джо Байдена (11 %), который, правда, получит своё за счёт победы в Южной Каролине.

Дружественный дуэт Сандерс-Уоррен постепенно перерос в потенциально взрывоопасное соперничество. Такой расклад легко может омрачить встречи Drinking Liberally, но в этот мартовский вторник все обсуждения ведутся в самом вежливом тоне. Грегг одет в яркую футболку с недвусмысленной надписью «Калифорния за Берни». Марк снимает свитер, чтобы показать свою футболку коричневого цвета с надписью «У меня есть план» (это девиз Уоррен). «Из-за Берни, в отличие от Уоррен, участились нападки на демократический социализм, который стали смешивать с коммунизмом. Ошибочно, разумеется, но всё равно это надо иметь в виду. Я понимаю, что Уоррен, наверное, придерживается более левой политики, чем нужно в нашей стране, но тем не менее», — озвучивает он свою позицию. «Я бы рад поддержать Уоррен, но именно Берни сформировал крепкое политическое движение», — вежливо отвечает Грегг, школьный учитель с 33-летним стажем. Пропустив пару глотков пива, он методично, словно на уроке, продолжает: «По традиции во время праймериз демократы всегда отклонялись сильно влево, а республиканцы – вправо. Но на итоговых выборах побеждал кандидат, стоящий ближе к центру. Сегодня всё изменилось. Центра больше нет. Всевозможные проявления популизма прорвали его изнутри. И они не понимают феномен Берни в этом году так же, как не поняли феномен Трампа четыре года назад».

Никто не затевает оживлённых обсуждений, опасаясь, что это может спровоцировать ссору. Сюзанн и её соседка безуспешно пытаются дать определение политике Сандерса. «Некоторые говорят, что это демократия в духе «Нового курса» Рузвельта», — говорит первая. «А я слышала, что это скорее что-то близкое к «Великому обществу» (ряд программ, принятых в 1960-х годах Джонсоном – прим. ред.)», — добавляет её соседка. Всем ясно, что у каждого здесь есть своё мнение, а у двух кандидатов — разная «целевая аудитория». Элизабет Уоррен «проводит мобилизацию» в основном среди либералов старшего поколения и представителей интеллектуальных профессий среднего возраста, тогда как молодёжь и народные кварталы составляют основу блока Сандерса. А поскольку 40 % населения Калифорнии – это выходцы из Мексики, здешняя молодёжь говорит с заметным латиноамериканским акцентом. Стоя перед кафе, расположенном в квартале Бойл-Хейтс — историческом центре движения за политические права Чикано, Крис Сепеда-Миллан, преподаватель из UCLA, объясняет: «Вопреки всем исследованиям социализации иммигрантов в Америке, в которых говорится, что отец вводит детей в социальную и политическую жизнь страны, на самом деле латиноамериканское население политизируется благодаря молодёжи. И молодёжь открыта для социализма. Видите ли, в Мексике никто не боится слова «социализм». И в каждой мексиканской семье знают имя Сапаты».

В Калифорнии все знают: где латиноамериканцы – там и… профсоюзы. В начале 1990-х годов несколько «первопроходцев» решили порвать с уже существовавшими профсоюзами. Они возглавили борьбу за права иммигрантов и основали организации для всех латиноамериканцев, вне зависимости от того, есть ли у них документы. Спустя тридцать лет уровень активности профсоюзов достиг 15 %, что является одним из самых высоких показателей в стране. В рамках этого движения была разработана стратегия натурализации иностранцев и включения иммигрантов в избирательные списки, что сразу радикально изменило политическую ситуацию в штате: демократы получили почти абсолютную власть, а государственная политика штата стала одной из самых прогрессистских в США. И главный фундамент всего — профсоюзы.

Немало голосов в Калифорнии Сандерс набрал благодаря традиционной и надёжной поддержке профсоюза медицинских работников NNU и молодого профсоюза учителей Лос-Анджелеса UTLA, который насчитывает уже 34 000 членов и провёл успешную забастовку в прошлом году. Профсоюз работников ресторанов и отелей (Unite Here) поддержал сразу двух кандидатов: и Сандерса, и Уоррен. «На общенациональном уровне профсоюзы почти не давали рекомендаций по голосованию, в отличие от 2016 года, когда большинство из них поспешили поддержать Хиллари Клинтон, — подчеркнул Кент Уонг, директор Центра исследований трудовой сферы университета UCLA. — Мнения разошлись, поэтому руководство не торопится принять чью-либо сторону».

Мэры некоторых городов, которые, как правило, тоже стараются выбирать кандидата, опираясь на мнение своих избирателей, проявили неосторожность. И главным победителем в номинации «поддержка мэров» в этом сезоне стал… Майкл Блумберг. Мэры Сан-Франциско, Сан-Жозе и Стоктона высказались в его пользу. Все трое ранее участвовали в программах, которые финансировал миллиардер, и каждый из трёх городов получал финансовую помощь из фонда «филантропа» Блумберга.

Члены городских муниципалитетов крупных городов и главные печатные СМИ обошли кандидатуру Сандерса молчанием, но Берни по-прежнему занимает первое место в опросах. Такое расхождение много говорит о пропасти, разделяющей элиту (истеблишмент, как говорят в США) и народ, и кандидат, считающий себя социал-демократом, не раз затрагивал эту тему. Он может рассчитывать только на поддержку своих соратников, вроде тех, кто сейчас находится в Оклендской штаб-квартире — одном из 22 отделений «Берни 2020», работающих в Калифорнии. Окленд — этот старый индустриально-портовый город, расположенный рядом с Сан-Франциско и являющийся восьмым по размеру в штате. Когда-то здесь баллотировался Джек Лондон, а 1966 году была создана леворадикальная партия темнокожих «Чёрные пантеры», просуществовавшая до 1982 года. Сегодня главное отличие Окленда от других городов штата — его демографическое разнообразие: 33 % местного населения составляют белые, 2 7% — афроамериканцы, 25 % — латиноамериканцы, 15 % — азиаты.

В минувшую субботу несколько десятков сторонников Сандерса в рамках избирательной кампании провели в Окленде шествие, пройдя по улицам города «от двери к двери». Активисты Нельси, Дэниел и Ольга вместе единомышленниками пришли в латиноамериканский квартал Фрутвейл, чтобы рассказать об этой «крайне важной кампании для нашей политики». Алекс, главный организатор мероприятий (field organizer), за день принял около пятидесяти человек (в основном это были молодые люди, члены DSA — социалистической организации, выступающей за толерантность и входящей в местный городской совет). Он внимательно следит за соблюдением всех непростых правил голосования. Алекс делится своим опытом: «Несколько лет назад у моей сестры обнаружили рак лёгких. Её вылечили. А затем нам пришёл счёт на 100 000 долларов. Нам 26, и, учитывая наши кредиты на обучение, мы вступаем в жизнь с почти полумиллионным долгом. Никто, кроме Сандерса, не работает над такими проблемами».

Саида, женщина средних лет, работает медсестрой. Она выбрала плакат с надписью «Медицинское страхование для всех» (это один из главных проектов Берни, который планирует создать общую государственную систему медицинского страхования). «Это самое важное, — объясняет Саида. — Каждый день я встречаю людей, которые не могут оплатить лечение. Для меня главное – это то, что, голосуя за Сандерса, мы поддержим не только его, но и народное движение самых социально незащищённых.» «Not me. Us (Не я. Мы)», — хором выкрикивают прогрессисты, принявшие участие в акции. На протяжении всего маршрута Джейсон, сантехник, рисует вдоль дороги мелом стрелки. «Я встретил множество людей, ещё не зарегистрированных на выборах, которые после беседы со мной хотели бы голосовать за Берни. Нужно указать им путь», — объясняет Джейсон. Он прерывает свою речь, чтобы окликнуть прохожих: «Вы голосовали? Зарегистрировались? Идите с нами, сделаем и то, и другое сразу (в Калифорнии регистрироваться можно непосредственно в день голосования – прим. ред.)». Этим утром никто не согласился идти с Джейсоном. «Я попробую ещё раз завтра, в понедельник и во вторник. Нам нужна рекордная явка, и не только на дружественные встречи», — не теряет он оптимизма.

Опубликовано 03/03/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »