Компания Deliveroo не без давления начинает социальный диалог

Впервые получив взыскание за незаконное использование рабочей силы, руководство платформы по доставке еды пытается восстановить свою репутацию, для чего организует выборы представителей трудового коллектива. Вот только эти люди никак не защищены и не определяют повестку дня.
Впервые получив взыскание за незаконное использование рабочей силы, руководство платформы по доставке еды пытается восстановить свою репутацию, для чего организует выборы представителей трудового коллектива. Вот только эти люди никак не защищены и не определяют повестку дня.

Статус работника онлайн-платформы (например, курьера-разносчика еды) до сих пор часто не определён. С одной стороны, очевидно, что между курьером и платформой существуют трудовые отношения. С другой стороны, эти отношения долгое время отрицались агрегаторами, настаивавшими на статусе индивидуальных предпринимателей для тех, кто разносит их еду. Сейчас во многих странах происходят определённые подвижки, однако до нормализации трудовых стандартов в отрасли ещё далеко.

Так, во Франции британская компания Deliveroo, получив взыскание за незаконное применение рабочей силы, решила сменить имидж и разыграть карту социально-ответственного работодателя. Работникам начали выплачивать больничные, а представителей трудового коллектива вызвали в столицу на форум с руководством компании.

Однако кто и как выбирал этих представителей, осталось не ясным даже им самим. Из 10000 курьеров по непрозрачной процедуре были выбраны 25 человек, и из них – ни единого члена профсоюза!

Между тем самоорганизация курьеров продолжается – не столько на начальственных форумах, сколько на улицах и в «тёмных кухнях». Главные требования: справедливая и прозрачная оплата труда и уважение человеческого достоинства.

Впервые получив взыскание за незаконное использование рабочей силы, руководство платформы по доставке еды пытается восстановить свою репутацию, для чего организует выборы представителей трудового коллектива. Вот только эти люди никак не защищены и не определяют повестку дня.

Компания Deliveroo как образцовый представитель национальных стартапов намерена воплотить в жизнь рекомендации правительства ещё до того, как они станут обязательными предписаниями: подготовить устав, выбрать представителей «курьеров-партнёров» и т. д. «Мы уже сейчас оплачиваем своим курьерам больничные и намерены продолжать сотрудничество, прислушиваясь к их пожеланиям, чтобы строить будущее вместе. Представители курьеров, выбранные коллективом работников, участвуют в форуме Deliveroo, и их мнение имеет большое значение», – с удовлетворением отметил Уилл Шу, генеральный директор и основатель этой британской компании.

Выборы прошли в январе, первый «форум» должен состояться в конце месяца, а в дальнейшем он будет проводиться раз в квартал. Чтобы выставить свою кандидатуру, сотрудники Deliveroo должны были ответить на несколько вопросов и подать документы руководству компании, которое принимало решение о допуске того или иного кандидата к участию в голосовании на основании совершенно непонятных критериев. В итоге в каждом из пяти крупных регионов Франции, названном руководством платформы, было выдвинуто по 20 претендентов.

«В своей презентации я постаралась обойти острые углы, но думала, что меня всё равно не допустят к участию в выборах из-за активной жизненной позиции, – признаётся Марин, делегат от северо-восточного региона. – Мы не имеем понятия о том, сколько было претендентов, сколько сотрудников принимало участие в голосовании, какова была явка и т. д. Выбрали 25 человек – вот и всё, что нам известно». Официальный представитель Deliveroo заверил корреспондента L’Humanité, что информация о ходе голосования будет предоставлена делегатам уже через несколько дней, на первом же форуме.

Среди представителей трудового коллектива нет ни одного члена профсоюза, по крайней мере, никто из них не сообщает о своей принадлежности к той или иной организации. Некоторые в своей презентации упоминали о таких проблемах, как снижение оплаты и отсутствие прозрачности в работе платформы, но в целом тон был скорее осторожным. «Deliveroo – отличная платформа, которая успешно обеспечивает взаимодействие между клиентом и ресторанами благодаря каждому звену в этой цепочке (курьеру), и очень важно оптимизировать отдельные аспекты работы, чтобы сделать её более надёжной (безопасной – прим. ред.) и более приятной», – рассуждает один из претендентов. «Некоторые откровения было просто противно читать, – вспоминает Марин. – Тем более что здесь всё неоднозначно: компания Deliveroo пообещала нам не только возмещать расходы на каждую поездку в Париж на совещание, но и выплачивать дополнительно 150 евро. Один мой коллега из Страсбурга в открытую сказал: «Да, 150 евро для меня не лишние». Вот и вся его мотивация».

Неоднозначность заключается ещё и в том, что права делегатов никак не защищены. «Мы никогда не расторгали договоры на оказание услуг с нашими партнёрами-курьерами из-за их общественной позиции», – утверждает представитель Deliveroo. Но наш собеседник, делегат от столичного региона, не очень верит таким заявлениям, и потому в разговоре с нами предпочёл назваться вымышленным именем Эрве.

«Руководство смотрит на нас как на некий тестовый образец, а не как на представителей курьеров. На повестку дня первого форума вынесены такие темы, как совершенствование навыков работы с приложением, экипировка (сумки и одежда) и напоминание правил дорожного движения. Похоже, что они уже составили всю программу, но мы-то хотим затронуть другие вопросы – оплата и прозрачность работы», – возмущается Эрве. По его словам, когда он начинал работать в Deliveroo, за каждую доставку ему платили не менее 4,70 евро, а сейчас за некоторые заказы он получает всего 2,83 евро. Марин и Эрве понимают, что их задача – представлять интересы курьеров, поэтому они начали собирать в социальных сетях требования и мнения своих коллег. «В компании Deliveroo трудятся 10 000 курьеров, но мы не можем со всеми пообщаться. И они не в состоянии связаться с нами», – с сожалением говорит девушка. Не имея ни помещения, ни специальных инструментов, они делают всё, что могут, с помощи подручных средств, используя главным образом WhatsApp и Facebook. В регионе Иль-де-Франс курьеры имеют возможность встречаться друг с другом у входов в «тёмные кухни» в Сент-Уане и Курбевуа и хотя бы в двух словах обмениваться мнениями.

«Мы составили целый список требований. Не для того я стал делегатом, чтобы меня учили останавливаться на красный свет. Одно из самых распространённых требований –сократить время ожидания в ресторанах. Курьер получает сообщение о заказе тогда же, когда и кухня, и если на приготовление нужно двадцать минут, то именно столько нам и приходится ждать. А можно было бы сделать так, как в такси: чтобы нам платили за ожидание, начиная с определённого срока. Кроме того, люди хотят, чтобы была установлена твёрдая ставка за километраж, – продолжает Эрве. – Если мы добьёмся всего этого, то получим и ясность в вопросах начисления нашей оплаты». Марин с этим согласна. «Мы не понимаем, из чего складывается стоимость каждой доставки и каким образом тарифы зависят от времени суток. Руководство Deliveroo называет нас партнёрами, но всё решения принимаются без нас. Надо провести настоящие переговоры. И чтобы к нам относились как к действительно независимым работникам», – утверждает она. Лишь немногие курьеры говорят, что заинтересованы в статусе сотрудника компании. «Мы ждём от государства социальной защиты и хотим, чтобы Deliveroo платила налоги во Франции», – подытоживает Марин.

Объединение независимых парижских курьеров (Clap), которое в эту среду сообщило о своём преобразовании в профсоюз, поддерживает проект закона о работниках онлайн-платформ, выдвинутый фракцией коммунистов в Сенате. «Нам нужна не показная самостоятельность, а подлинная независимость, чтобы наш голос на переговорах был услышан», – заявил официальный представитель этой организации Эдуар Бернас. Трудовым законодательством уже предусмотрены все инструменты для обеспечения независимости, наряду с социальной защитой работников. Clap призывает курьеров объявить забастовку в эту пятницу, в день Святого Валентина, и заблокировать работу «тёмных кухонь».

Опубликовано 13/02/2020

На ту же тему

Цифровая слежка после режима самоизоляции
ООН: международное сотрудничество жизненно необходимо
Работники интернет-платформ за новый статус
«Мой поход в магазин закончился ударом электрошокером»