Владимир Зеленский, президент Украины, требует пересмотра политической части Минских соглашений. Он настаивает на том, что установление контроля над границей должно предшествовать организации выборов в неподконтрольных Киеву районах Донбасса, а не наоборот, как это предусматривали Соглашения изначально.
Согласится ли на это Нормандская четвёрка, и в первую очередь, Россия? Не приведёт ли такая позиция к разморозке конфликта, унёсшего уже 13000 жизней?
Президент Украины Владимир Зеленский рискует заморозить конфликт на востоке страны, поставив под сомнение политическую часть Минских соглашений II. Восток Украины готовится к обострениям.
Два месяца спустя после совещания «нормандской четвёрки» (Франция, Германия, Россия и Украина) конфликт на Донбассе может прейти в очередную стадию стагнации. Не исключено и возгорание очагов конфликта. Спустя шесть лет после его начала, военные действия унесли 13 000 жителей погибшими, десятки тысяч были ранены, миллион человек оказались беженцами. Итоги, к которым участники пришли на заседании, прошедшем в Париже 9 декабря, были осуществлены лишь частично.
Под вопросом остаётся главное условие остановки боевых действий на востоке Украины: организация выборов в самопровозглашённых республиках Донецка и Луганска (ДНР и ЛНР) и введения для них особого статуса. «Сегодня обсуждается самая главная часть мирных соглашений, касающаяся политики. Украинская сторона хочет обрести контроль над границей до организации выборов на Донбассе. Но, согласно Минским соглашениям, это будет последней мерой по окончании выборов. Поэтому нужно, чтобы инициаторы соглашений, Франция и Германия, согласились переписать эти условия, и чтобы Россия не возражала против этого. А достичь этого будет сложно. Если только правительство Зеленского не пойдёт в чём-то на уступки», — комментирует ситуацию сотрудник исследовательского центра «Франко-русская обсерватория» Арно Дюбьтен.
Через пять лет после подписания первых Минских соглашений (12 февраля 2015 г.), день в день, глава Украины официально заявил, что он не согласен с условием проведения выборов на Донбассе по нескольким причинам. Главная из них – невозможность обеспечить должным образом безопасность, необходимую для их проведения, и опасения в связи с возможностью фальсификаций результатов и всяческого рода давления. К тому же, как быть с участием беженцев, обосновавшихся в разных городах Украины и России? До сих пор опросы общественного мнения показывают, что большинство украинцев хотят мира, и Зеленский был избран президентом в свете этих ожиданий. Однако 56 % населения против особого статуса Донбасса и амнистии сепаратистскими комбатантам.
Но, вдобавок к произошедшему за последние месяцы обмену пленными, произошли ещё два важных изменения: деэскалация военной стадии конфликта и соглашение Москва и Киева по газу. Из нескольких новых зон на линии фронта были отведены тяжёлые орудия, а также составлен план по разминированию. Второй проект предназначен для избежания газовых войн. 20 декабря Россия и Украина объявили о достижении договорённостей по поводу транзита российского газа в Европу через Украину на пять лет.
Через два месяца должно состояться очередное заседание «нормандской четвёрки», и в его преддверии есть, о чём поразмыслить. С российской стороны Владимир Путин высказался 12 февраля о возможной отставке главного лица в переговорах с Украиной Владислава Суркова. Тесные связи Суркова с правительствами ДНР и ЛНР не способствуют переговорам. Заменивший его Дмитрий Козак, человек из близкого окружения российского президента, гораздо более прагматичен. С украинской стороны Зеленский уволил главу своей администрации Андрей Богдана, заменив его Андреем Ермаком, главным лицом в переговорах с Россией. Ещё один важный вопрос – вступление Украины в НАТО. С 2014 г. основная задача Москвы – воспрепятствовать этому.
Опубликовано 14/02/2020