Гавр: «Профессия моряка влияет на продолжительность жизни, это реальность»

В минувшие выходные по всей Франции прошли акции протеста, организованные моряками, не согласными с пересмотром режима их пенсионного обеспечения.
В минувшие выходные по всей Франции прошли акции протеста, организованные моряками, не согласными с пересмотром режима их пенсионного обеспечения.

В минувшие выходные по всей Франции прошли акции протеста, организованные моряками, не согласными с пересмотром режима их пенсионного обеспечения.

Попытки правительства обмануть народ не убедили моряков. В пятницу матросы на кораблях, стоящих во французских портах, начали очередную 72-часовую забастовку в знак протеста против отмены их пенсионных льгот. В Гавре отказались сниматься с якоря экипажи девяти буксиров компании «Boluda», которые проводят по портовому фарватеру гигантские танкеры и крупнотоннажные морские контейнеровозы. Их примеру последовали моряки тральщика. Таким образом, после массовых протестов докеров и портовых работников в этом исторически важном порту царит тишина. Вместо звука моторов сейчас здесь слышатся только крики чаек. Однако «морские волки» понимают, что за внешним спокойствием может таиться штормовое предупреждение. Сегодня моряки имеют право выйти на пенсию в 55 лет при наличии 37,5 лет стажа. Несмотря на уверения властей, введение балльной системы означает отказ государства признавать, насколько тяжёл труд этих людей, продолжительность жизни которых ниже, чем в среднем по стране. Матрос буксирного судна Людовик Дюваль смотрит на непривычно безжизненную водную гладь в акватории порта. «Когда в непогоду получаешь удар швартовым канатом по каске, это, знаете ли, больно! Мы проводим до 10 000 буксировок за год. Порой нам приходится работать по 14 часов в день. Портовый трафик становится всё более интенсивным, всё чаще корабли причаливают ночью. Иногда приходится вкалывать без перерывов. Когда у нас нет работы, мы приводим в порядок своё судно, готовим еду… Здесь мы проводим треть своего времени. Трудно при таком графике вести семейную и общественную жизнь». Из 76 экипажей многие объявили забастовку. Они не согласны с отменой своего пенсионного режима, старейшего во Франции, введённого ещё Кольбером в 1673 году.

Те рыбаки отправились на добычу морских гребешков, моряки дальнего плавания вышли в открытое море, не могут присоединиться к бастующим. Но 37 000 французских моряков открыто заявляют о своём недовольстве. «К тому времени, когда мой отец, матрос торгового флота, вышел на пенсию, он провёл на суше всего семь с половиной лет из тридцати семи с половиной лет рабочего стажа! Мы не просто так требуем полного отказа от проведения реформы, – объясняет Патрик Лоран, секретарь отделения ВКТ в порту Гавра, слова которого разрушают идеалистическое представление о ремесле моряка. – Да, мы действительно много где бываем, но у нас нет времени посмотреть дальние страны, потому что стоянки в портах становятся всё короче. Нам приходится терпеть 60-градусную жару в машинном отделении и слушать рёв двигателей. Мы страдаем от смены климата и часовых поясов, от усталости…»

Авторы законопроекта уверяют, что правительство может называть меры, приводимые в исполнение указами, «введением законных мер, направленных на адаптацию положений единой пенсионной системы к особому статусу моряков», но самим морякам понятно, что власть всячески пытается отобрать их привилегии. Доказательством этому служат переговоры, начавшиеся 19 декабря под эгидой министерства транспорта. Единый порядок начисления пенсий, за который ратует Эммануэль Макрон, будет распространяться на всех, кто родился в 2004 году и позже. Для моряков 1982–2003 годов рождения, которым предстоит первыми принять на себя удар от этого нововведения, предусмотрен смешанный порядок пенсионного обеспечения: первая половина их страхового стажа будет рассматриваться в рамках правил, действующих ныне в Национальной организации флота (Enim), а вторая его половина будет оцениваться с точки зрения балльной системы.

Представитель ВКТ в компании «Boluda» Серж Ле Гофф отмечает: «У всех вычтут из пенсии, средний размер которой до взимания обязательных платежей составляет 1 800 евро, ведь мы не сможем работать на 9 лет дольше, чем сейчас (до 64 лет – прим. ред.)! При начислении пенсии руководство страны намерено учитывать только дни, проведённые на борту судна. Но ведь у всех нас (матросов на рыболовецких судах, моряков дальнего плавания, рабочих на причале, буксировщиков) разная специфика работы. Профессия моряка влияет на продолжительность жизни, это реальность». Посягательство на пенсии выглядит тем более странно, что через 15 лет в системе должно вновь установиться равновесие, даже несмотря на отсутствие отчислений, связанное с регистрацией французских судов на территории других государств.

Говоря о реформе, Серж Ле Гофф почти не упоминает имя президента. «Мы боремся не за себя, а за молодёжь, которая испытает на себе последствия преобразований. Пока хозяйственная деятельность порта приостановлена. Корабли заблокированы на рейде Антверпена. Например, на Мартинику и в Гваделупу суда не отправляются», – рассказывает профсоюзный активист. А пока социальные волнения не утихают. Итоги переговоров, проведённых в прошлую пятницу в министерстве транспорта, не успокоили тружеников моря. Выйдя с совещания, генеральный секретарь отделения ВКТ, объединяющего моряков, Пьерик Самсон не скрывал своего удивления: «Нам предложили повысить базовую часть зарплаты, но из-за этого вырастут и социальные отчисления, что может привести к закрытию рыболовецких предприятий. Нам говорили о сбалансированном пенсионном возрасте, но это значение будет постоянно меняться, и нам не представили никаких расчётов, как это будет происходить! Сейчас мы особенно настойчиво требуем отказа от этого проекта». Возобновление работ в порту Гавра пока не ожидается. Вслед за моряками отделение ВКТ, объединяющее сотрудников порта и докеров, вновь призвало к проведению 72-часовой операции «мёртвый порт» 22, 23 и 24 января.

Опубликовано 20/01/2020

На ту же тему

Профсоюзы за борьбу с нецелевым использованием государственных...
Рабочие сообщают: компания Verallia не платила налоги
50 лет – ещё слишком молод для...
В год 75-летия ООН её роль как...