Реюньон увяз в долгострое

Строительство новой прибрежной дороги на острове пока прекращено. Стоимость проекта растёт, Национальная финансовая прокуратура уже начала расследование.
Строительство новой прибрежной дороги на острове пока прекращено. Стоимость проекта растёт, Национальная финансовая прокуратура уже начала расследование.

Строительство новой прибрежной дороги на острове пока прекращено. Стоимость проекта растёт, Национальная финансовая прокуратура уже начала расследование.

Три года. Именно за такой срок республиканец Дидье Робер, глава регионального совета острова, собирался закончить сооружение новой дороги, идущей вдоль побережья Реюньона. Идея создать более быструю и безопасную автомагистраль взамен уже существующей с 2010 года является ключевым проектом правящего правого большинства. Строительство, начатое в 2014 году, погрязло в неурядицах, а его стоимость существенно превысила смету. «У нас будет самая дорогостоящая дорога в мире», – подчёркивает депутат Европарламента от «Непокорённых» Юнус Омарж. По его информации, итоговая стоимость магистрали превысит 2 миллиарда евро (изначально она должна была составлять 1,6 миллиарда), так что каждый из 12,5 километров нового шоссе обойдётся более чем в 160 миллионов… 28 ноября на пленарном заседании регионального совета Дидье Робер поставил на голосование вопрос о выделении дополнительных 250 миллионов евро для покрытия возникших расходов.

Новые средства пойдут на возобновление строительства оставшихся 2,7 километров. На сегодняшний день возведён только путепровод длиной 5,4 километра. Он стоит на 48 бетонных столбах, поднимаясь на 30 метров над морем, и обрывается на пустом месте. Региону предстоит решить масштабную проблему: для того, чтобы закончить насыпную часть, не хватает как минимум 7 миллионов тонн «массивных» горных пород. На острове они есть, но на карьеры, в которых они добываются, наложены юридические санкции со стороны местных организаций и экологических ассоциаций. Рассматриваются различные пути решения этой проблемы, например, некоторые предприниматели предлагают привезти 3,5 миллиона тонн породы с острова Маврикий, расположенного в 200 км от Реюньона…

Однако это не единственное препятствие для продолжения колоссального строительства: через год после его начала (2015 г.) в дело вмешалась Национальная финансовая прокуратура. В рамках предварительного следствия по фактам коррупции, кумовства и торговли влиянием при заключении сделок было проведено одиннадцать обысков, в том числе и в доме Дидье Робера. В 2013 г. году Национальный совет по охране природы при министерстве экологии выдал негативное заключение о возможности дальнейшей реализации проекта, мотивировав его тем, что дорога навредит популяциям многих видов животных (горбатого кита, крупных дельфинов, зелёных черепах, биссы, буревестника и др.).

«Мы всегда возражали против этой идеи, которую считаем безумной как с экологической, так и с экономической точки зрения», – подытоживает Юнус Омарж. Решение о строительстве дороги изначально носило идеологический характер. Оно стало одним из пунктов программы Дидье Робера на выборах в региональные органы власти в 2010 г. году и шло вразрез с планами прежнего (левого) правящего большинства, возглавляемого Коммунистической партией Реюньона (КПР). Вскоре после победы правых над разобщёнными левыми силами, которые выдвинули два избирательных списка, Эли Оаро, один из тогдашних лидеров фракции КПР, заявил о диверсии в отношении альтернативы, предложенной левыми. В январе 2007 года бывший руководитель региональной КПР Поль Верже и премьер-министр Доминик де Вильпен подписали протокол соглашения о проекте благоустройства острова, основанного на совершенно другом подходе…

Тогда речь шла о масштабных работах по укреплению дороги, идущей вдоль побережья, которая считается опасной из-за вредного воздействия климата и обрушения берега. Но проект заключался, главным образом, в запуске городской электрички, которая сначала должна была пройти вдоль самой загруженной артерии острова, а со временем могла бы обслуживать всю его территорию. В 2010 г. году в интервью воскресному выпуску газеты «Юманите» Эли Оаро объяснил главную цель проекта: «избавиться от засилья автотранспорта», которое на острове очень ощутимо. Но, как только к власти пришли правые, правительство резко изменило свою позицию, вернулось к ранее подписанному соглашению и дало добро на строительство прибрежной автотрассы. Проект запуска городской электрички был сдан в архив и заменён планом покупки 2 000 автобусов… «Их мы всё ещё дожидаемся», – с иронией говорит нынешний депутат Европарламента от «Непокорённых» Юнус Омарж.

По его мнению, очень мешают многочисленные перипетии строительства и его резкое удорожание. «Сейчас, когда мы пытаемся не допустить уменьшения дотаций, нам это совсем не кстати, – полагает он. – Не стоит забывать, что большой вклад в финансирование проекта внесли европейские фонды. Так что я с большим нетерпением жду, когда в дело вступит Европейская финансовая прокуратура. Нам пока не известно, к каким выводам она пришла». Действительно, Европейский инвестиционный банк выдал на строительство кредит на сумму 500 миллионов евро.

Левая оппозиция по-прежнему считает, что запуск городской электрички лучше всего решил бы основную транспортную проблему острова – разрастание автопарка, «для которого ничего не подготовлено». Ввод в эксплуатацию дороги вдоль побережья повысит безопасность перемещений по острову, но при этом усугубит «засилье автотранспорта». «Это устаревший проект, на который требуется очень много времени и который нуждается в доработке», – уверен Юнус Омарж.

Итак, Дидье Робер собирался построить дорогу за три года, но сейчас уже не исключено, что первые автомобили пройдут по ней только в 2025 году… Следует отметить, что этот проект, подготовленный правыми, не только требует огромных вложений, что очень радует крупных застройщиков и автоперевозчиков, но ещё заставляет почти на пятнадцать лет отложить благоустройство острова, которому новая трасса обойдётся более чем в 2 миллиарда евро. При этом его реализация ни на шаг не приблизит Реюньон к решению проблем климата, ставших актуальными в 2000-х годах.

Опубликовано 27/12/2019

На ту же тему

Кому эпидемия, а кому – мать родная
План восстановления ЕС и двойная игра Меркель
Стратегия SANOFI: 4 миллиарда евро на дивиденды...
Обещания вернуть производство во Францию уже забыты