Предложения ФКП по созданию пенсионной системы, соответствующей реалиям XXI века

Проект реформы, подготовленный правительством, несомненно, можно считать самым неудачным за последние 30 лет. От его реализации проиграют все: государственные отрасли экономики, частный сектор, рабочие, служащие, временные сотрудники, наёмные работники, женщины, молодёжь, те, кому положена пенсия на общих основаниях, и те, кому предоставляются льготы...
Проект реформы, подготовленный правительством, несомненно, можно считать самым неудачным за последние 30 лет. От его реализации проиграют все: государственные отрасли экономики, частный сектор, рабочие, служащие, временные сотрудники, наёмные работники, женщины, молодёжь, те, кому положена пенсия на общих основаниях, и те, кому предоставляются льготы...

Проект реформы, подготовленный правительством, несомненно, можно считать самым неудачным за последние 30 лет. От его реализации проиграют все: государственные отрасли экономики, частный сектор, рабочие, служащие, временные сотрудники, наёмные работники, женщины, молодёжь, те, кому положена пенсия на общих основаниях, и те, кому предоставляются льготы…

Цель грядущих преобразований – удовлетворить ненасытные потребности крупных финансовых магнатов, ограничив средства, которые предназначены на выплату государственных пенсий в рамках распределительной системы, четырнадцатью процентами ВВП, и всё это на фоне возрастающих потребностей в финансировании, связанных с увеличением продолжительности жизни и числа пенсионеров.

Следовательно, основная задача настоящей реформы должна сводиться к тому, чтобы мобилизовать все ресурсы, средства, способности коллективного разума и сформулировать адекватный ответ на вызовы, которые бросает нам прогресс (например, увеличение продолжительности жизни). Более того, для этого необходимо изыскать финансовые возможности. Мы хотим обратиться к молодёжи и вместе с ней создать солидарную распределительную пенсионную систему, соответствующую потребностям нового века.

Финансирование – вот ключевой аспект пенсионной реформы. Чтобы придать ей прогрессивный характер, надо сначала ответить на три вопроса. Первый – это распределение материальных благ. Каким образом мы их производим, как распределяем и как используем для того, чтобы удовлетворять потребности населения?

Второй – предприятия. Как добиться от них социальной ответственности (создание новых рабочих мест, повышение зарплат), а не шагов назад?

Третий – как добиться того, чтобы увеличение продолжительности жизни шло на пользу обществу, а не ложилось на него бременем?

Очевидно, что президент Макрон не столько прислушивается к мнению граждан, сколько заботится об интересах страховых компаний и пенсионных фондов. В одном Макрон, Делевуа и Эдуар Филипп полностью единодушны: работать придётся больше. Это настоящее лицемерие, которое помогает им не упоминать о создании и распределении материальных благ в условиях массовой безработицы и активного использования труда временных работников.

Прозрачность? Реформа Макрона предполагает, что люди не смогут узнать размер своей будущей пенсии, зато им будет очень хорошо известно, сколько они должны платить. Ведь краеугольным камнем этой системы является право технократического комитета ежегодно изменять фактическую стоимость пенсионного балла. Равенство? Да, все будут равны в том, что станут получать меньше. Размер пенсии для большинства французов существенно уменьшится, хотя её сумма для самых малоимущих, возможно, будет увеличена.

Единый подход? Реформа станет стимулом к появлению за счёт капитализации особых режимов пенсионного обеспечения на уровне отдельных предприятий или отраслей, что только усугубит неравенство и создаст новые проблемы вопреки заявлениям её разработчиков о намерении устранить существующие сложности. Следствием введения новой системы станет общее резкое уменьшение размера пенсий (которое не коснётся самых малоимущих), как это уже случилось в других странах, в частности, в Швеции. Кроме того, она лишит людей социальной защищённости и уверенности в завтрашнем дне, потому что размер пенсий, начисленных как до реформы, так и после неё, может год от года уменьшаться. Этот процесс затронет и пенсии за умершего супруга (в 90 % случаев их получают вдовы, а их пенсии и без того невелики), так что можно ожидать дальнейшей дискриминации женщин, чьё положение станет ещё более уязвимым.

«В каком возрасте я уйду на пенсию? и сколько буду получать?»

Ответ президента страны на эти два вопроса известен: работать вам придётся дольше, а пенсия ваша станет меньше… При этом безработица и нестабильная занятость уже стали массовыми явлениями. Такая вот «машина времени», которая вернёт нас во времена до 1945 года, до Круаза, и отбросит будущие поколения за черту бедности в конце их наполненной трудами жизни. А между тем увеличившаяся продолжительность жизни – это большой плюс как для каждого из нас, так и для общества в целом.

Мы обращаемся к молодёжи, которой это касается в первую очередь. Мы хотим сказать: «Да, гарантированная пенсия – это возможно! Да, счастливая жизнь после завершения карьеры – это возможно!»

Всех мужчин и женщин, которые уходят на заслуженный отдых после многолетнего труда, впереди ждут годы замечательной жизни. А значит, мы должны принять этот вызов и создать такое общество, которое даст людям возможность в этот период в полной мере наслаждаться жизнью в добром здравии. Мы хотим поддержать пенсионеров в их стремлении помогать другим (детям, учащейся молодёжи, молодым людям, не имеющим постоянной занятости), способствовать их личностному развитию на новом жизненном этапе, предлагая для этого соответствующие государственные услуги вместо того, чтобы делать акцент на «silver economy» и рекламе услуг для пожилых людей.

Мы предлагаем принципы прогрессивной пенсионной реформы, позволяющие справиться с вызовами времени, делать выбор в пользу цивилизованных отношений, поддерживать солидарность между поколениями и социальный прогресс для общего блага.

В противовес проекту Макрона и Делевуа, мы предлагаем пенсионную систему, основанную на «выплатах в чётко определённом размере», при которой человек уже в начале трудового пути сможет составить себе представление о размере своей будущей пенсии. Она позволит зафиксировать определённый пенсионный возраст и станет гарантом общественной солидарности.

Мы предлагаем единую пенсионную систему, более совершенную и справедливую, чем та, которая действует сегодня.

В рамках пенсионной системы XXI века мы считаем необходимым установить пенсионный возраст на отметке 60 лет и ввести новую совокупность прав для всех граждан.

Наша цель – развитие общества и демократии с учётом особенностей сегодняшней ситуации и изменившихся потребностей как пенсионеров, так и экономически активного населения. Приоритетными задачами мы считаем оздоровление финансового рынка, перемещение производственных мощностей и борьбу с несоблюдением экологических норм в промышленности.

Новые права.

Введение реформы, основанной на поддержке занятости и профессионального образования, в которой учитывались бы периоды временной работы, безработицы, обучения… Надо, чтобы каждый из нас мог полностью пользоваться своими правами на пенсионное обеспечение начиная с 60-летнего возраста, при этом чистый размер пенсии должен равняться 75 % от чистой зарплаты (включая доплаты) за десять самых высокооплачиваемых лет и индексироваться вместе с ростом зарплат.

Чтобы пожилые люди могли жить достойно, пенсия не должна быть меньше МРОТ. Мы предлагаем ввести это правило без каких-либо ограничений для всех, кто имеет полный трудовой стаж (с поправкой на тяжёлые условия труда и длительную карьеру).В стаж следует включать все периоды (от окончания школы или среднего специального учебного заведения до 60-летнего возраста), в течение которых человек работал, получал первоначальное или непрерывное профессиональное образование, был безработным или заботился о своих родственниках.

В такой системе учитываются тяжёлые условия труда и ограничения, налагаемые работой в государственных учреждениях (в этих случаях предусмотрен более ранний выход на пенсию – 55 лет). Эта система может полностью финансироваться за счёт социальных отчислений, а руководить и управлять ею стали бы представители трудящихся. Она обеспечила бы реальную свободу выбора для тех, кто хочет выйти на пенсию раньше или позже установленного срока.

Как это сделать? Вот что предлагает ФКП:

Прогрессивная реформа пенсионной системы станет возможной, если мы будем бороться за использование доходов с капитала (1), увеличение зарплат и дифференциацию отчислений (2), занятость (3) и равенство зарплат между мужчинами и женщинами (4).

Добившись этих четырёх целей, мы создадим предпосылки для социальных и демократических перемен на благо пенсионеров.

Два пункта касаются непосредственно нашего предложения о реформировании пенсионной системы, а два других связаны с необходимостью в целом изменить экономическую политику государства.

1. Отмена льготных режимов и использование доходов с капитала. Если в финансировании системы задействованы доходы от трудовой деятельности, то такой же порядок должен распространяться и на доходы с капитала, которые сейчас находятся в привилегированном положении. С этим пора покончить. По данным института статистики INSEE, в 2018 году финансовые доходы, полученные предприятиями и банками, составили 298,8 миллиарда евро! В то же время зарплаты и пенсии облагаются целым рядом сборов: всеобщие социальные отчисления, взносы для погашения социального долга, дополнительный социальный налог, и подоходный налог.

Мы предлагаем взимать отчисления с финансовых прибылей по той же ставке, что и с зарплат. Поскольку для работодателей она установлена на уровне 10,45 %, в ближайшей перспективе это помогло бы организациям социальной защиты направить на поддержку пожилых людей дополнительно 31 миллиард евро. Со временем отдача от этого механизма будет уменьшаться, так как его введение должно быть направлено в первую очередь на то, чтобы лишить предприятия заинтересованности в выводе прибылей на финансовые рынки и заставить их инвестировать в создание новых рабочих мест и обучение сотрудников.

2. Диверсифицировать ставку социальных отчислений, чтобы увеличить фонд заработной платы, бороться с сокращениями, стимулировать вложения в возвращение производственных мощностей и экологичное производство. Так называемые «отчисления работодателей» должны быть увеличены для тех компаний, которые переводят свои производственные мощности за границу, слишком активно задействуют временных работников, экономят на зарплатах и профессиональном обучении. Предприятия, которые эффективно функционируют за счёт приёма на работу и обучения новых квалифицированных сотрудников, соблюдают экологические нормы и заботятся о паритете зарплат, должны получать поддержку: для них ставки отчислений будут

расти медленнее, но общая налогооблагаемая база будет увеличиваться. Это нововведение принесло бы за 5 лет дополнительно 70–90 миллиардов евро.

Необходимо изменить критерии, которыми определяется выбор вида производимой продукции, порядка инвестирования, приёма на работу, обучения, научных изысканий, финансирования экономической деятельности. Той же логикой продиктовано и наше предложение установить дифференцированную ставку налога на предприятия в соответствии с аналогичными критериями.

Следует отменить существующий ныне порядок освобождения от уплаты взносов (введённый Фийоном налоговый вычет на поддержку конкурентоспособности и занятости – CICE) ради введения новой политики, ориентированной на стимулирование занятости, профессионального обучения, коренных экологических перемен.

В сущности, повышение зарплат необходимо для обеспечения достойного уровня жизни. Мы выступаем за увеличение МРОТ на 20 % и созыв общенационального совещания по заработной плате в целях общего повышения уровня зарплат как в частном, так и в государственном секторах экономики. Экономическая политика в целом также нуждается в переменах.

3. Занятость.

Власть борется с безработными, а не с массовой безработицей. А между тем создание новых рабочих мест увеличило бы объём создаваемых материальных благ и тем самым сразу создало бы новые источники финансирования пенсионной системы.

Радикальные перемены в сфере экологии, возвращение производственных мощностей, развитие сети государственных учреждений на всей территории страны… Для решения этих задач потребуется создать как минимум 3 миллиона дополнительных рабочих мест за 5 лет, то есть привлечь к трудовой деятельности 10 % экономически активного населения. И ведь речь идёт о квалифицированном труде для людей со специальным образованием!

Все эти работники могли бы создавать материальные блага и делать отчисления в нашу систему социальной защиты. Три миллиона человек – это совокупная зарплата в размере более 100 миллиардов евро, то есть дополнительные социальные отчисления в сумме около 30 миллиардов евро, не считая экономии на пособиях по безработице и социальных выплатах. Для решения задачи по созданию рабочих мест нужно развивать систему первоначального и непрерывного профессионального образования, лучше оплачивать квалифицированный труд, стимулировать инвестиции за счёт выгодных банковских ставок, которые должны быть существенно снижены, и отказаться от догмы, согласно которой определяющим фактором при принятии решений на уровне компаний и банков становится ожидаемая финансовая отдача.

4. Столь же необходимо ещё одно революционное изменение – достижение равенства в зарплатах мужчин и женщин, которое сегодня помогло бы направить на финансирование пенсионной системы дополнительно более 6 миллиардов евро. За последние 40 лет в этой сфере было принято 13 законов, однако при выполнении одинаковой работы женщины по-прежнему получают меньше, чем мужчины. Мы настаиваем на принятии закона, который позволил бы за два года достичь настоящего зарплатного равенства.

Курс на единый режим пенсионного обеспечения.

Что же касается ожидаемого многими упрощения пенсионной системы (о нём мечтает свыше 85 % французов), то оно может быть достигнуто за счёт введения единого порядка, который должен сопровождаться увеличением пенсий для всего населения и обеспечивать пенсионерам старше 60 лет доходы на уровне не менее 75 % от их самой высокой зарплаты с учётом специфики профессиональной деятельности (вид работы, в том числе на госслужбе, посменная работа, тяжёлые условия труда). Этот этап стал бы первым шагом на пути к унификации пенсионных режимов.

Управлять системой должны те, кого она непосредственно касается.

Этот важнейший вопрос относится ко всем аспектам социальной поддержки (пенсии, больничные листы, производственные травмы, семейные пособия), и управлять ими должны сами застрахованные, в первую очередь – работники. Ведь именно они создают те материальные блага, на которых держится система. Все отчисления, включая и те, которые делают работодатели, это результат их труда.

Следовательно, надо пересмотреть с этих позиций состав советов директоров пенсионных фондов.

Необходимо также вернуться к системе выборов руководителей фондов социального обеспечения и создать условия для участия работников в их функционировании. Цель этих мер заключается в том, чтобы активизировать общественные процессы, содействующие более динамичному и эффективному созданию материальных благ. За пять лет эта новая экономическая стратегия позволила бы повысить на 10 пунктов долю располагаемой добавленной стоимости, которая направляется на выплату зарплат, финансирование программ социальной защиты и государственных учреждений, а доля прибылей соответственно уменьшилась бы.

Мы уверены, что по истечении 5-ти лет итогом внедрения этих мер стало бы ежегодное получение дополнительных 70–90 миллиардов евро для выплаты пенсий, то есть удалось бы на 10 пунктов увеличить долю средств, направляемых на социальную защиту, выплату зарплат и пенсий, защиту государственных служб.

Для поддержки занятости и инвестиций, направляемых на радикальные преобразования в промышленности и экологии, необходимо пересмотреть роль банков в финансировании экономики.

Мы настаиваем на введении новой политики банковского кредитования, чтобы ограничить влияние финансовых рынков и снизить обусловленные им капитальные издержки предприятий. Мы также поддерживаем финансирование проектов, направленных на выполнение конкретных задач в экономике, экологии и общественной жизни.

Таким образом, прогрессивная пенсионная реформа возможна, если она будет сопровождаться ограничением того влияния, которое крупный капитал оказывает на занятость, инвестиции, профессиональное обучение, науку, финансирование предприятий, то есть – на общество в целом. Нужно выделить на пенсионное обеспечение более крупный «кусок пирога». Да и рецепт этого пирога пора изменить (в первую очередь в том, что касается экологии и социальной работы), чтобы сделать его более полезным и питательным!

В итоге предприятия будут стремиться к повышению эффективности своей работы, а не её капиталистической отдачи, вопреки реформаторским планам Макрона и Делевуа.

На ту же тему

Закон о сепаратизме: регулирование повседневной жизни общества...
«Жёлтые жилеты» и полицейское насилие: судебный процесс
Вторая волна Covid-19: два возможных сценария
Брексит и мир в Ирландии