В Мадриде открылись три выставки, рассказывающие о судьбе испанских борцов с режимом Франко, которые были вынуждены были уехать из страны, спасаясь от гонений. Фотографии, картины, скульптуры, письменные свидетельства повествуют о страницах истории, болезненной и в наши дни.
В 2019 году исполнилось 80 лет с тех пор, как Республика была повержена, и сотни тысяч испанцев в поисках убежища отправились в Европу (в том числе и во Францию) и Латинскую Америку. В декабре прошлого года в испанской столице прошло мероприятие с говорящим названием «1939. Выставка, посвящённая 80-й годовщине высылки республиканцев». Экспозицию, организованную и торжественно открытую представителями Министерства юстиции 5 декабря 2019 года, можно посетить в выставочном зале «Аркериа» на улице Кастеллана до 31 января 2020 года.
Выставка, разместившаяся в небольшом помещении, разделена на три части, каждая из которых заслуживает масштабного и яркого представления. Одна часть посвящена работам фотографа Пьера Гоннора. Здесь размещены сделанные во Франции портреты потомков тех, кто эмигрировал из Испании. Их дети и внуки позируют перед объективом камеры, держа в руках семейную реликвию, которую удалось сберечь в изгнании. Каждая работа мастера выполнена в виде диптиха: рядом с портретом представлен короткий рассказ о тех временах. Эти два неразрывных элемента символизируют нерушимую связь между прошлым и настоящим.
Во второй части экспозиции представлены проникнутые глубоким гуманизмом работы Филиппа Госсо. На десятках негативов, хранившихся в старом чемодане и найденных после смерти фотографа его сыном, запечатлены сцены из жизни приютов для детей республиканцев в странах Европы, оставшихся сиротами, а также лагерей для интернированных в Аржель-сюр-Мер и в Сен-Сиприане, в которых оказались, перейдя границу, тысячи антифашистов.
Третья часть экспозиции посвящена двум темам. Первая – это осознание огромной потери, которую понесла Испания, когда её покинули сотни артистов, учёных, художников, поэтов, писателей. Они нашли пристанище во Франции, Мексике, России, Чили и Аргентине, где продолжали выражать в картинах, скульптурах и книгах свои возмущение, боль и надежду. Они рассказывали о том, каким могло бы быть, но так и не стало их возвращение на родную землю, о Республике, получившей удар в момент своего расцвета, о стране, погружённой во мглу. Они вспоминали о тех местах, где прошло их детство, неуверенными штрихами набрасывали контуры всего, что любили и утратили навсегда. А некоторые из них описывали изгнание, лагеря смерти, Маутхаузен… Среди авторов этих произведений – Бела Санетти, Рамон Гайа, сюрреалист Оскар Домингес, Рафаэль Альберти, вечная мятежница Маруха Малло… Здесь можно увидеть авангардистские коллажи Ампаро Сегарра, офорты Пикассо из серии «Мечты и ложь генерала Франко» и многое другое. Все эти люди были изгнанниками, некоторым из них довелось в последний раз увидеть родину лишь для того, чтобы там умереть.
Вторая тема носит скорее политическую окраску. Речь идёт о Сопротивлении, о первых шагах этого движения за рубежом после поражения республиканцев. Здесь можно увидеть печатные издания, радиозаписи, фотографии, листовки, макет корабля «Синайя», на борту которого 1 500 республиканцев переправились через Атлантику в Мексику. В экспозиции представлены письма и телеграммы, в которых рассказывается о приезде изгнанников в Советский Союз, об их участии во французском Сопротивлении. На выставке можно увидеть фотографии, сделанные в день освобождения Парижа 24 августа 1944 года. На них – испанские солдаты, воевавшие в 9-й дивизии. Они стоят на броне танков, украшенных флагами Испанской республики…
Посетители выставки узнают об организации подпольной борьбы против режима Франко, о неотступно преследовавшей изгнанников боли, о стране, лишившейся части своего населения и погрузившейся во мрак. Это первая экспозиция подобного масштаба, призванная почтить память уехавших из Испании республиканцев. Прошло восемьдесят лет после поражения Республики и сорок пять лет со дня смерти Франко, перезахоронение останков которого было проведено совсем недавно. Лучше поздно, чем никогда, но это событие состоялось действительно поздно. Сейчас не осталось ни одного непосредственного свидетеля тех событий.
В марте 1995 года, когда во Франции была опубликована книга «Я, Франко», её автор Мануэль Баскес Монтальбан сказал: «Забыть франкизм – это всё равно, что забыть антифранкизм». Похоже, что к Испании возвращается историческая память…
Опубликовано 14/01/2020