LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Сможет ли Европа вернуться к жизни?

На картинке: Европарламент 751 мест. Красный – радикальные левые и экологи, розовый – социалисты и социал-демократы, зелёный – зелёные и региональные партии, жёлтый – либералы и центристы, голубой – христианские демократы и центристы, синий – консерваторы и евроскептики, фиолетовый – сторонники суверенитета, коричневый – ультраправые, бежевый – новые и не зарегистрированные партии

Вадим Каменка, Бенжамен Кёниг

На картинке: Европарламент 751 мест. Красный – радикальные левые и экологи, розовый – социалисты и социал-демократы, зелёный – зелёные и региональные партии, жёлтый – либералы и центристы, голубой – христианские демократы и центристы, синий – консерваторы и евроскептики, фиолетовый – сторонники суверенитета, коричневый – ультраправые, бежевый – новые и не зарегистрированные партии.

Несмотря на то, что Евросоюз становится всё дальше от народа, активность граждан на недавних выборах превысила ожидания. Но, как ни странно, высокая явка оказалась выгодна партиям евроскептиков. Только у «Зелёных» получилось разбавить правый политический пейзаж, поскольку вопросы экологии сегодня волнуют большинство людей.

Явка оказалась не такой уж низкой. Это стало сенсацией выборов 26 мая. В среднем на избирательные участки пришли 51 % граждан всех 27 стран ЕС, так что явка была самой высокой за последние двадцать пять лет (в 2014 году она составила 42,61 %). Самый малый процент избирателей, не явившихся на голосование (41 %), был зафиксирован в 1994 году, когда в выборах участвовали двенадцать стран: Германия, Бельгия, Дания, Испания, Франция, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания.

Озабоченность вопросами экологии.

Высокая явка оказалась выгодна не прогрессивным силам (они получили 38 мест), а партиям ультраправого толка (у них 117 мандатов), ультраконсерваторам (56 мест), а также «Зелёным» (им досталось 20 мандатов), которые позиционируют себя как выразители альтернативных концепций развития Европы. Одной из центральных тем кампании стала необходимость как можно скорее решать экологические проблемы. Один за другим появлялись доклады об изменении климата, о сокращении численности различных видов животных и растений и разного рода экологических кризисах. Организация IPBES, работающая под эгидой ООН, изучив ситуацию в глобальном масштабе, в начале мая подготовила отчёт о шестом массовом истреблении видов: речь идёт о возможном исчезновении в скором времени 1 миллиона видов животных и растений из 8 миллионов известных видов, и этот документ привлёк большое внимание. Шествия в защиту климата на улицах европейских городов и выступления единомышленников 16-летней шведки Греты Тунберг, на которые в последние месяцы собирались десятки тысяч человек в Германии, Ирландии, Бельгии и скандинавских странах, могут служить объяснением высокого результата, полученного экологами. Но будет ли Европарламент реагировать на стремление людей к переменам? Будут ли приняты срочные меры? «Теперь наша задача — реализовать (свои предложения) по поводу борьбы с изменением климата», – заявила лидер избирательного списка Зелёных в ФРГ Ска Келлер. Сейчас эта партия смогла добиться самого лучшего в своей истории результата, получив в Парламенте 78 мест, тогда как в 2014 году у них было 50 мандатов, а в 2009-м – 57, правда из 766.

Наряду с экологами, триумфаторами прошедших выборов стали националисты, ультраконсерваторы и ультраправые, которые направят в Европарламент в общей сложности 160 депутатов от объединений «Европейские консерваторы и реформисты» (ECR), «Европа за свободу и демократию» (EFDD) и «Европа наций и свобод» (ENL). Эти политические силы, до сих пор выступавшие по отдельности, вполне смогут сформировать настоящую коалицию в новом Парламенте или оказать поддержку другим политическим силам, в зависимости от вопросов, выносимых на голосование. Например, во Франции, где победу одержало Национальное объединение, или в Италии, Великобритании, Венгрии и Польше. Итоги выборов подтверждают укрепление позиций этих объединений во многих странах, где их представители участвуют в работе исполнительной власти по ряду направлений, затронутых в ходе предвыборной кампании: защита внешних границ ЕС, восстановление границ внутри Евросоюза, реформирование правил предоставления убежища, запрет законной иммиграции, высылка нелегалов и т.п. Стремление некоторых правительств рассматривать Европу как крепость, осаждаемую толпами мигрантов, и резко ограничить приём мигрантов по сути соответствует позиции ультраправых. В результате сторонники националистических, ультраконсервативных течений и жёсткого суверенитета получили неслыханную поддержку и рассчитывают изменить вектор европейской политики за счёт давления на представителей традиционных правых партий.

Леворадикальная группа уменьшилась.

38 мандатов получили так называемые радикальные левые, такие как «Европейские объединённые левые / Лево-зелёные Севера» (GUE/NGL), и их влияние в Парламенте, похоже, уменьшится. Южная Европа позволит смягчить удар от поражения, направив в Парламент самую многочисленную группу депутатов из более чем двадцати человек. Разнородная группа левых на этот раз выглядит менее внушительно, чем в 2014 году, когда они получили 52 мандата, но более представительно, чем в 2009 году, когда им досталось только 35 мест в Парламенте. Лидер GUE Габи Циммер призвала своих сторонников «в 2019–2024 годах продолжать борьбу за подлинное равенство и солидарность в Европе», а также «противостоять ультраправым и отражать атаки правых».

Комиссия предпочитает коричневый цвет?

В 2014 году 751 мандат в Европарламенте распределись между представителями семи объединений: «Европейские объединённые левые / Лево-зелёные Севера» (GUE/NGL, 52 депутата), «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (S&D, 191 депутат), «Зелёные / Свободный европейский альянс» (Зелёные/ALE, 50 депутатов), «Альянс демократов и либералов за Европу» (ADLE, 65 депутатов), «Европейская народная партия» (РРЕ, 221 депутат), «Европейские консерваторы и реформисты» (ECR, 70 депутатов), «Европа свободы и прямой демократии» (EFDD, 48 депутатов); 52 депутата не принадлежали ни к одной из фракций.

Результаты выборов 2019 года заставляют задуматься о переформировании альянсов в Парламенте и подтверждают тезис о повороте европейской политики вправо. Что же смогут предпринять левые, имеющие 38 мандатов? Создать альянс с частью депутатов Европарламента от партии «Зелёных» (70) или от социал-демократов (150)? Обладая 107 мандатами, центристы и либералы явно заставят будущее большинство считаться с их мнением. «Европейская народная партия» (РРЕ), получившая 179 мест, станет крупнейшей силой в Парламенте, но всё равно будет нуждаться в союзниках. Консерваторы смогут выбирать между либералами, правыми националистами и радикальными левыми. РРЕ уже потребовала назначить на пост главы Еврокомиссии своего лидера («Spitzenkandidat») Манфреда Вебера. Социал-демократы, составляющие вторую по значимости силу в Парламенте, отвергли притязания РРЕ. Депутаты, не входящие ни в одну из фракций, займут 29 мест.

ФРГ как зеркало Европы.

Расклад политических сил существенно изменился не только в Европе в целом, но и в ФРГ. Итоги голосования в этой стране отражают две доминирующие тенденции европейских выборов. «Зелёные» празднуют победу: они получили 20,9% голосов (21 мандат) и удвоили свой результат 2014 года. Это первый крупный успех экологов в Германии, которые на национальных выборах никогда не поднимались на вторую строчку рейтинга. Ультраправая партия «Альтернатива для Германии» также совершила прорыв, набрав 10,8% голосов (11 мандатов) и существенно улучшив своё достижение на предыдущих выборах в Европарламент (7,1%). Впрочем, если вспомнить итоги выборов в законодательные органы власти в 2017 году, когда эта партия набрала 12,6%, то нынешний её рейтинг выглядит, скорее, как шаг назад.

Очевидно, что эти выборы стали, по сути, протестным голосованием против двух сил правящей коалиции, возглавляемой Ангелой Меркель. Консерваторы (ХДС/ХСС) заняли на выборах первое место, но получили всего 28,6% голосов, то есть на 7 процентов меньше, чем в 2014 году. Социал-демократы из СДПГ лишились поддержки 12% своих избирателей и набрали лишь 15,3%. Одинаковых показателей достигли партия «Die Linke» (радикальные левые) и Либерально-демократическая партия (FDP) – по 3,5% голосов. Для «Die Linke» это худший результат, чем в 2014 году, когда они набрали 7,4%, а для FDP – небольшой рост популярности (по сравнению с 3,4% в 2014 году).

Венгрия, Италия, Польша – ось национализма.

Символично, что в Венгрии, возглавляемой лидером европейских национал-популистов, премьер-министром Виктором Орбаном, явка хоть и была невысокой (41,7%), всё же побила рекорд (в 2014 году она составила 29%). И эта активность избирателей оказалась на руку главе правящей партии ФИДЕС (13 депутатов). Она набрала около 52,3% голосов (в 2014 году – 51%) и с большим отрывом опередила левоцентристскую оппозицию, получившую 16,3% (5 мандатов). Ультраправые пронацисты из «Йоббика» явно теряют популярность: они набрали лишь 6,4% и получили 1 мандат, так как многие их избиратели отдали голоса за Орбана. Он сумел воспользоваться кризисом с мигрантами, чтобы возвести стены на границах и занять отчётливо антииммигрантскую позицию, что обеспечило ему влиятельное положение в Европе, хотя Венгрия получила всего 21 мандат в Европарламенте. Будучи членом Европейской народной партии, теперь Виктор Орбан грозится выйти из неё и примкнуть к ультраправым депутатам, поскольку разделяет их антииммигрантские взгляды.

В Италии победа Сальвини спутала все карты. Правительственная коалиция разрывается между «Движением пяти звёзд» и партией «Лига Севера» (Lega). Однако выборы в Европарламент доказали популярность лидера этой партии, министра внутренних дел Маттео Сальвини, который одержал победу, заручившись поддержкой 34,3% избирателей; его однопартийцы получат 28 мест в Парламенте, оправдав таким образом самые оптимистические предвыборные прогнозы. Второе место в Италии заняли вернувшиеся на верхние строчки рейтингов социал-демократы: за «Демократическую партию» высказались 22,7% избирателей, так что она получит 19 мандатов. Это больше, чем «Движение пяти звёзд», которое набрало 17% голосов и отправит в Страсбург 14 своих представителей. На национальном уровне усиление позиций «Лиги» в правительстве, сформированном год назад, не останется без последствий: Сальвини потребовал, чтобы «Движение пяти звёзд» «прекратило препятствовать планам партии». На европейском уровне Италия, имеющая 73 места в Парламенте, занимает первое место по количеству депутатов от ультраправых и популистов: они имеют в общей сложности 42 мандата. Лига Севера станет крупнейшей партией в группе ультраправых объединений Европы, ENL, вместе с «Национальным объединением», с которым Маттео Сальвини поддерживает тесные связи.

В Польше партия PiS прошла выборы в Европарламент и с уверенностью претендует на победу в грядущих парламентских выборах в стране. Ультраконсервативная и ультранационалистическая партия «Право и справедливость» (PIS), находящаяся у власти в стране с 2015 года, намного опередила своих соперников по предвыборной гонке, набрав 43,1% голосов (24 мандата), и направит в Европарламент на пять депутатов больше, чем в 2014 году, когда ей отдали предпочтение 31,7% избирателей. Партия Ярослава Качиньского подтвердила свои шансы на повторный успех в ходе осенних выборов в польский парламент. Второе место заняла «Европейская коалиция», которая рассматривается как главная оппозиционная сила (38,4% голосов, 21 мандат); она объединяет умеренных консерваторов, либералов и социал-демократов. Рекордно высокая явка на уровне 43% (на 20% больше, чем в 2014 году) не повлияла не расклад политических сил. На третьем месте – социал-демократы из партии «Весна» Роберта Бедроня, получившие 6,7% голосов и три места в Европарламенте, так же, как и националисты из «Конфедерации» (ультраправое объединение с результатом 6,2%).

Греческий тест.

Ещё одним объектом всеобщего внимания стали итоги голосования в Греции. В этой стране, на протяжении последних лет страдающей от непримиримости и догматизма Евросоюза, рейтинг партии СИРИЗА вызывал большой интерес. Выборы в Европарламент рассматривались здесь как своеобразный тест. Победу одержала правая партия «Новая демократия», набравшая 33% голосов (она направит в Страсбург 8 депутатов), партию премьер-министра Алексиса Ципраса поддержали 27% избирателей, и она получит 7 мандатов из 21. Ниже в рейтинге расположились бывшая партия PASOK, ныне носящая название «Движение за перемены» – у неё 8% и 2 мандата, а также коммунисты – партия ККЕ, получившая 6% голосов и 1 место в Европарламенте. По одному мандату получили неонацисты из «Золотой зари» и Diem 25 – проевропейское движение, возглавляемое Янисом Варуфакисом. Как только стали известны результаты голосования, премьер-министр Греции сообщил, что выборы в законодательные органы власти, намеченные на октябрь, будут проведены досрочно. У партии СИРИЗА остаётся всего несколько месяцев на то, чтобы убедить греков, что недавно сделанные шаги, такие как возврат к заключению коллективных трудовых соглашений, увеличение минимальной зарплаты на 11% и снижение НДС, сделают их жизнь лучше, а также набрать необходимое количество голосов, чтобы левые смогли удержаться у власти.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »