Предвыборный марафон вышел на финишную прямую. Телеканалы всё чаще показывают споры кандидатов между собой. И если раньше аудитория не проявляла большого интереса к дебатам, то сейчас они могут оказать ощутимое влияние на предпочтения избирателей, в первую очередь левого электората, пока ещё не определившегося с выбором.
До голосования остаётся всего пять дней. Кандидаты не только проводят традиционные встречи с избирателями, но и участвуют в теледебатах, которые приобретают особое значение сейчас, на финишной прямой предвыборной гонки. В преддверии воскресного голосования три телеканала организовали состязания между лидерами партий и отдельными кандидатами. Вчера вечером зрители канала LCI могли присутствовать на так называемом «вечере двух дебатов» (когда семь кандидатов провели одну за другой две беседы), а в четверг канал BFMTV пригласил на теледебаты представителей всех одиннадцати партий, претендующих на места в Европарламенте.
Возмущение вызвал сценарий, выбранный главной государственной телекомпанией. Канал «France 2» решил разделить дебаты, проводившиеся в среду вечером, на две части, заранее определив, какие политические объединения достойны того, чтобы получить время для выступления в первой части программы. Такой подход выглядит несправедливым, несмотря на то, что, по словам Тома Сотто, одного из ведущих, телеканал «старательно и строго соблюдает все требования к репрезентативности, выдвигаемые Советом по телерадиовещанию», при установлении которых теперь принимаются во внимание данные социологических опросов, количество парламентариев и доля участия той или партии в предвыборных дебатах.
Николя Дюпон-Эньян («Вставай, Франция»), Бенуа Амон («Generation.s») и Жан-Кристоф Лагард («Союз демократов и независимых»), которые завтра примут участие в дебатах на портале Yahoo, ранее выразили общее намерение бойкотировать политическую передачу в том случае, если их «перевод в низшую лигу» не будет отменён. Первый из них подтвердил своё решение, когда Бенуа Амон собрался отправить вместо себя депутата Европарламента действующего созыва Гийома Бала, заявив, что «раз придётся участвовать в дебатах вместе с Франсисом Лаланом, то уж нет, я пас». Руководство Французской коммунистической партии, недовольное своим отстранением от участия в дебатах, в минувший четверг встретилось с председателем Совета по телерадиовещанию, чтобы изменить эту несправедливую ситуацию. Но, как обычно, уравниловка оказалась сильнее принципов равенства.
Каков же будет итог? Когда в апреле 2017 года начались дебаты с участием одиннадцати кандидатов, интернет-издание «Contrepoints» процитировало работу Ангуса Кэмпбелла «The American Voter», в которой отмечалось, что, «чем больше (избиратели) идентифицируют себя с той или иной партией», тем меньше они «восприимчивы к сообщениям СМИ». Аналитики издания обратились к «теории двухэтапной коммуникации, разработанной Паулем Лазарсфельдом и Элиу Катцем», чтобы объяснить, почему на избирателей «влияет в первую очередь их окружение».
В начале апреля у экранов «France 2» собиралось 1,8 миллионов телезрителей, а две недели назад аудитория CNews составила лишь 366 000 человек. «Сегодняшние дебаты могут сыграть важную роль, повлияв на выбор последней минуты, так как во время дискуссии кандидаты могут донести, в чём же состоят преимущества их программы», — полагает Фредерик Даби, заместитель генерального директора Французского института исследований общественного мнения (Ifop). Иногда даже отголоски дискуссий могут оказать определённое воздействие, как это было после успешного выступления Яна Бросса в ходе предыдущих дебатов на телеканале «France 2». «И пренебрегать этим обстоятельством не стоит, ведь количество тех, кто всё ещё не определился с выбором, довольно велико (около 30 %). При этом данное явление характерно скорее для левых избирателей», — отмечает Фредерик Даби, подчёркивая, что такое положение дел «непосредственно обусловлено разнообразием предложений в предвыборной палитре». По данным опросов, регулярно проводимых Институтом, всего 44 % респондентов, поддерживающих партию «Европа Экология Зелёные», точно пойдут на выборы, чтобы отдать свой голос за Янника Жадо. Число определившихся с выбором и готовых прийти на избирательный участок, среди сторонников Бенуа Амона и «Generation.s» составляет 53 %, среди тех, кто поддерживает социалистов и объединение «Общественное место» их насчитывается 56 %, а в рядах «Непокорённых» — 61 %. Среди единомышленников ФКП доля тех, кто определился со своими политическими предпочтениями, особенно велика и составляет, по данным опросов, 85 %. «Накануне президентских выборов 2017 года дебаты помогли Жан-Люку Меланшону заявить о себе и отобрать голоса у Бенуа Амона, количество сторонников которого опустилось ниже отметки в 10 %», — напоминает Фредерик Даби. По мнению эксперта Ifop, такие телевизионные передачи задают избирателям «информационный вектор» и, «возможно, помогут определиться с выбором на голосовании в это воскресенье. Но не нужно забывать и о том количестве людей, которые проявляют «слабый интерес» к выборам в Европарламент.