LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Школа: меньше денег – меньше возможностей

«Неравенство в школьном образовании – это различия, которые воспринимаются как несправедливость», - произнёс географ Патрис Каро в среду во время презентации исследования, проведённого учреждением Cnesco (Национальный совет по оценке системы школьного образования).

«Неравенство в школьном образовании – это различия, которые воспринимаются как несправедливость», — произнёс географ Патрис Каро в среду во время презентации исследования, проведённого учреждением Cnesco (Национальный совет по оценке системы школьного образования). Давая такое определение, Каро, вероятно, даже не подозревал о том, насколько точно ему удалось охарактеризовать сегодняшнее состояние дел в школе. Проводившееся исследование было посвящено вопросам «школьного неравенства в коллежах Иль-де-Франс, вызванного территориальными особенностями». Эта беспрецедентная по своей полноте и детальности работа подтверждает, что в столичном регионе более не существует равенства в области школьного образования.

Оригинальность исследования заключается в кропотливом и тонком изучении 874 государственных коллежей региона Иль-де-Франс. В своих наблюдениях Cnesco использовал метод Iris (когда объекты для получения статистической информации сгруппированы на небольшой территории) – уровень предоставления информации, применяемый Национальным институтом статистики и экономических исследований (Insee) для работы с данными о городах с населением 10000 жителей и более. «Для изучения городов, в которых насчитывается в среднем 2600 человек, метод Iris позволяет рассматривать данные в масштабах одного квартала, как можно ближе к области исследования, — объясняет президент Cnesco, социолог Натали Монс. – Это позволяет избежать эффекта сглаживания данных, который может возникнуть при работе с более значительными по масштабам территориями, используемыми обычно». Она добавляет, что задача состоит в «выявлении неявных неравенств», которые, однако, отчётливо ощущает «школьный персонал, учителя, директоры учреждений, родители, ученики…». Все они испытывают «чувство несправедливости и непонимание, когда постоянно слышат разговоры о том, что всем обеспечено равенство».

Очень «резкий» социально-экономический контраст.

Составленный таким образом социальная картина поражает. В работе выделено четыре категории кварталов. Самые благополучные из них размещены на небольшой территории, включающей в себя Париж (внутри городской черты) и часть его западных окрестностей (города Нёйи и Булонь-Бийанкур). Самые неблагополучные кварталы расположены на большей части департамента Сена-Сен-Дени, на территории к северо-востоку от Парижа, а также в ряде «очагов», находящихся в других департаментах региона. Как подчёркивает Натали Монс, социально-экономический контраст является весьма «резким». В самых благополучных кварталах число лиц с высшим образованием составляет 62 %, в неблагополучных эта цифра значительно ниже – 18 %. Причём уровень безработицы среди лиц с высшим образованием в возрасте от 15 до 24 лет во втором случае равен 40 %, в то время как у их богатых соседей этот же показатель находится на отметке 18 %.

Это то, что касается социального неравенства. При рассмотрении непосредственно школьного вопроса Cnesco классифицировал коллежи по четырём категориям: «мало смешанные» учреждения, находящиеся в очень благоприятных в социальном плане условиях; «сравнительно смешанные», находящиеся в благоприятных условиях учреждения; социально неблагоприятные учреждения, в которых социальное расслоение выражено неявно, и, наконец, учреждения с сильным социальным расслоением и с наличием большого количества учащихся из неблагополучных семей. По результатам исследования можно сделать следующее утверждение: учреждения, относящиеся к первой категории, сосредоточены в самых благоприятных кварталах; учреждения из последней категории – в кварталах, которые и без того объединяют в себе много социальных трудностей. Другими словами, составленное таким способом картирование проблем в школьной сфере, точно совпадает с картированием неравенств социального развития между изучаемыми территориями. Это значит, что существующее в обществе социальное неравенство влияет и на положение дел внутри коллежей.

Однако работа Cnesco на этом не заканчивается. Исследователи хотели понять, действительно ли столкнувшись с данной ситуацией, органы государственного образования наиболее рациональным образом выделяют для коллежей своё главное богатство – человеческий ресурс, учителей. Первый вывод: такой важный залог школьной успеваемости, как количество учащихся в классе фактически был сокращён в кварталах, испытывающих наибольшие социальные трудности [в них насчитывалось в среднем по 23 ученика в каждом классе, против 27,5 – в наиболее благополучных кварталах (при среднем региональном показателе равном 25,6 учеников в каждом классе)]. Совершенно очевидно, что такая особенность вытекает из политики приоритетного образования (EP),[i] одним из основных инструментов которой является повышение процента обеспеченности учеников наставниками. Отмечая, что размер школьных классов является «слабым преимуществом», Cnesco всё же решил проверить, сохраняется ли преимущество благополучных кварталов и в других аспектах школьного вопроса. «Исследование показало, что такие элементы, как более опытные и хорошо образованные учителя и стабильность [педагогических] команд являются определяющими для учебного процесса, — объясняет Натали Монс. – Ведь успех учеников строится на продолжительности пребывания учителей в одном учреждении, что позволяет им лучше понимать трудности, свойственные данному кварталу, тогда как приём новых учителей забирает энергию тех, кто уже работает на этом месте…». Кроме того, именно в условиях постоянства, сплочённости и опытности педагогического коллектива, могут осуществляться амбициозные проекты. Такой коллектив будет в состоянии тянуть учеников вверх.

Правда, существует одно «но»: чем больше конкретная территория испытывает социальных трудностей, тем с большей вероятностью она получит неопытных, малообразованых учителей, приходящих на временную, промежуточную работу. Возьмём, например, такой критерий как возраст: в общей сложности во всех неблагополучных кварталах работает 30,1 % учителей младше 30 лет, в то время как в богатых кварталах работает всего 9,6 % учителей того же возраста. К тому же в неблагополучных районах молодые учителя не задерживаются надолго: в таких кварталах насчитывается всего 16,8 % учителей, занимающих свой пост на протяжении восьми месяцев, в то время как в богатых кварталах 28 % молодых педагогов постоянно работают в одной и той же должности. Что касается учителей на временных контрактах, тот этот показатель также весьма высок в… очень неблагополучных кварталах: 13 % педагогов работают здесь только по временному договору, а в некоторых департаментах эти цифры ещё выше (15,3 % — Сена-Сен-Дени, 15,8 % — Ивелин и даже 17,7 % — Валь д’Уаз). Тогда как в наиболее благополучных кварталах этот показатель равен 5,5 %.

Последствия, которые вызывает концентрация таких проблем в некоторых районах, Cnesco попытался оценить и путём изучения результатов учеников при сдаче экзаменов на получение государственного диплома (DNB), которые проводятся в последний год обучения в коллеже. Для этого учитывались только письменные экзамены –единственный тип государственных экзаменов, которые являются общими для всех кандидатов и проверяются вне стен их учебных учреждений. В то время как в самых благополучных районах успешно сдали эти экзамены 57,5 % учеников, в неблагополучных районах этот показатель равен 24,3 %. При этом в некоторых департаментах отмечены ужасающе низкие цифры успешно сданных экзаменов: 16,4 % — в Ивелин и 19,9 % — в Валь д’Уаз.

Выводы напрашиваются сами. Натали Монс считает интересным опыт «социальной смешанности» в некоторых парижских учебных учреждениях, но уточняет при этом, что «недостаточно просто соединить учеников из разных социальных сред для того, чтобы они добились успеха. Необходимо задействовать одновременно все рычаги»: «Мы нуждаемся в умелых учителях для этих районов, а также в обеспечении наставничества для новых сотрудников, в специальной подготовке к школьным трудностям, в создании]привлекательных условий для жизни… Все эти меры должны внедряться синхронно, в противном случае их польза будет сведена на нет, что и подтверждает наше исследование».

Услышит ли министр образования это предупреждение, учитывая, что на повестке дня стоит проблема реорганизации политики приоритетного образования? Крайне сложно ответить на этот вопрос, ведь в будущем законе «за надёжные школы» министр национального образования Жан-Мишель Бланке предусматривает… ликвидацию Cnesco, как бы говоря этим: «Оценка системы школьного образования? Хорошо, пусть будет, но под нашим контролем».

[i] Приоритетное образование – институциональная мера, проводимая с 1981 года министерством национального образования для разрешения последствий социальных трудностей, которые оказывают влияние на успеваемость учеников начальных школ и коллежей. Цели этой меры – достижение равенства шансов для всех. – прим ред.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »