Выйдет ли Швейцария из Европейского союза, членом которого она формально даже не является? Вот вопрос, который всё чаще стал звучать в нынешних условиях, когда на горизонте маячит Брекзит, этот пресловутый выход Соединённого королевства из ЕС с заключением соглашения или без него. И вопрос этот нельзя назвать только риторическим и парадоксальным. Начавшись несколько лет тому назад, сегодня обсуждения отношений ЕС и Швейцарской конфедерации особенно актуализировались. Швейцария, которая никогда не входила в состав ЕС, подписала в течение последних десятилетий около 120 двусторонних соглашений с Брюсселем и невольно оказалась сильно интегрированной в европейское пространство. Европейский союз и Швейцария ещё с 2008 года начали вести переговоры, нацеленные на достижение рамочного соглашения по «институциональным вопросам». Были открыты официальные переговоры, и сегодня именно в рамках договора растёт давление против ратификации данного соглашения, распространившееся даже на высшие эшелоны государственной власти…
1 января 2019 года главой Федерального совета Швейцарии сроком на один год стал Ули Маурер, один из лидеров ультралиберальной и ксенофобской «Швейцарской народной партии» (ШНП). Маурер начал своё президентство, поигрывая мускулами перед Европейской комиссией. «При нынешнем положении дел, рамочное соглашение принято не будет», — заявил он в воскресенье. В Швейцарии действует принцип очерёдности, по которому этот пост занимают представители различных швейцарских партий, так что через год Маурер сложит полномочия. Но ещё в июне 2017 года лидер ШНП Кристоф Блохер не скрывал того, что преследует цель вновь обсудить рамочное соглашение, но только «через четыре или пять лет и уже с Европейской комиссией, ослабленной Брекзитом». В середине декабря 2018 года комиссар по вопросам добрососедства и расширения ЕС Йоханнес Хан объявил от имени Европейской комиссии о прекращении всяких переговоров со Швейцарией по этому вопросу.
В основе разногласий, возникших между Швейцарией и Европейским союзом, лежит вопрос свободы передвижения. Среди ксенофобских идей, на которых основываются избирательные компании «Народной партии», именно права рабочих привлекают к себе пристальное внимание. Самая крупная конфедеративная организация страны «Объединение швейцарских профсоюзов» не поддерживает принятие директивы, касающейся работников-иностранцев, временно трудящихся в стране. Если быть более точным, «Объединение» отказывается ставить вопрос об отмене ряда мер по защите от социального демпинга, на чём, в свою очередь, настаивает ЕС. Основное — это так называемое правило «восьми дней», которое обязывает европейские предприятия объявлять о своём намерении осуществлять трудовую миссию в Швейцарии за 8 дней до её начала и вносить поручительские вклады для работы. Швейцарские профсоюзы также убеждены, что федеральный министр экономики рассчитывает извлечь выгоду из рамочного соглашения с Европейским союзом для решения проблемы защиты заработной платы в Швейцарии.
За кулисами противостояния между Брюсселем и Берном неолибералы и владельцы предприятий (и швейцарских, и европейских) решили принять «сопроводительные меры», которые должны стать гарантией того, что зарплаты, выплачиваемые в Швейцарии, будут и в дальнейшем соответствовать существующему сегодня уровню швейцарских зарплат. В этом смысле весьма показательной является позиция «Народной партии», действующей в логике предпринимательского лобби. Они представляют предложения ЕС как «угрозу для нашего гибкого и либерального трудового рынка». ШНП, в частности, считает, что «сопроводительные меры» приведут к «ущемлению экономических свобод». Таким образом, все дискуссии относительно ЕС, ведущиеся в Швейцарии, раскрывают внутренние проблемы страны. Следуя духу интернационализма и солидарности, профсоюз Unia внезапно изменил перспективу: «Любой, кто высказывается против сопроводительные меры, ставит под вопрос существование свободного перемещения людей. Только социальная Европа с сильными правами трудящихся и соответствующей защитой заработных плат действительно может быть единой Европой».