LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Процесс по делу о расовой дискриминации

Двадцать пять строителей, уроженцев Мали, которые по итогам забастовки 2016 года добились подписания трудовых договоров и официального оформления своей занятости на одной из парижских стройплощадок, сегодня обратились в суд по трудовым вопросам с иском против своего бывшего работодателя. Это беспрецедентный случай, который наверняка войдёт в историю Франции

Лоан Нгуен

Двадцать пять строителей, уроженцев Мали, которые по итогам забастовки 2016 года добились подписания трудовых договоров и официального оформления своей занятости на одной из парижских стройплощадок, сегодня обратились в суд по трудовым вопросам с иском против своего бывшего работодателя. Это беспрецедентный случай, который наверняка войдёт в историю Франции.

Работники без документов редко отваживаются на забастовку. Ещё более редкий случай – продолжение борьбы за свои права после того, как все бумаги оформлены и трудовой договор подписан. Именно на такой смелый шаг решились двадцать пять строителей, выходцев из Мали, при поддержке «Всеобщей конфедерации труда» (ВКТ) и «Независимой правозащитной организации». Они обратились в парижский суд по трудовым вопросам с иском о признании того, что эксплуатация, которой они подвергались, сопровождалась систематической расовой дискриминацией.

В конце лета 2016 года эти разнорабочие были приняты в компанию «MT Bat Immeubles», являющуюся подрядчиком фирмы «Capron», которая, в свою очередь, выступает в качестве подрядчика холдинга «Covea». Их направили на расчистку территории бывшего офиса компании «Michelin», расположенного на проспекте Бретёй в Париже, где они трудились в тяжелых и опасных условиях. «За переработки нам не платили, всё защитное снаряжение мы должны были приносить с собой. Мы получали деньги наличными, и иногда бригадир удерживал у нас часть суммы», – рассказывает Махамаду Диаби, который к тому времени уже имел четырёхлетний опыт работы на различных стройках во Франции. Субботние и праздничные дни для него были рабочими.

6 сентября один из разнорабочих по имени Ясса Сейди, разбирая подвесной потолок, упал со строительных лесов, не оборудованных системой безопасности, и сломал правую руку. «Я позвал Ахмеда (бригадира – прим. ред.) и попросил его вызвать «Скорую помощь», но он отказался. Мы поругались. Я вызвал спасателей, и те доставили моего коллегу в больницу», – вспоминает Махамаду Диаби. Тут-то всё и началось: на место происшествия прибыли сотрудники полиции и трудовой инспекции, которые обратили внимание на полное пренебрежение требованиями безопасности. «Разнорабочим приходилось использовать строительные леса, не соответствующие профессиональным нормам, скреплённые при помощи проводов, а также подниматься на контейнеры для мусора и стоять на старой шаткой стремянке, оставшейся на стройплощадке от прежних владельцев. Работа с этими приспособлениями могла привести к падениям с серьёзными последствиями, вплоть до смертельных случаев», – говорится во внушительном отчёте на 300 страницах, составленном инспекторами министерства труда.

Из разговора с одним из работников проверяющие узнали, что несколькими днями ранее на этом объекте имел место ещё один несчастный случай: рабочему попал в глаз обломок от разбираемого потолка, и ему пришлось самостоятельно добираться до больницы. «В 2014 году, когда я работал на стройке, со мной тоже произошёл инцидент. Тогда начальник просто бросил меня у дверей больницы. И подобные случаи возникали неоднократно. Но на этот раз я сказал: «Так дело не пойдёт. Мы приехали во Францию на работу, а не в рабство», – рассказывает Махамаду Диаби, мужчина 48 лет, воспитывающий трехлетнюю дочку.

На следующий день двадцать малийских рабочих обнаружили, что доступ на стройплощадку для них закрыт. Тогда они решили занять территорию объекта и объявить при поддержке ВКТ забастовку, чтобы добиться выплаты задолженности и выдачи документов, необходимых для официального оформления трудовых отношений. Двухмесячная борьба завершилась успехом: компания «Capron», заказчик «MT Bat Immeubles», выдала двадцати пяти рабочим трудовые соглашения и справки для легализации их занятости.

Однако рабочим надо было еще добиться выплаты задолженности по зарплате, а также компенсации за ущерб, причинённый работой на нелегальных основаниях и расторжением трудового договора вопреки праву сотрудников на участие в забастовке. Именно эти требования изложены в документах, поданных сегодня в парижский суд по трудовым вопросам. Это разбирательство стало попыткой доказать существование систематической дискриминации рабочих по расовому признаку. «При изучении обстоятельств этого дела, как и многих подобных ситуаций, становится очевидно, что рабочие из стран Африки, расположенных южнее Сахары, вынуждены трудиться в неприемлемых условиях. Из-за происхождения и отсутствия необходимых документов их рассматривают как механическую рабочую силу, как расходный материал, и распределяют задачи по национальному признаку», – объясняет Марилин Пулен, член исполкома ВКТ по делам работников-мигрантов.

Наглядным примером того, как директор «MT Bat Immeubles» относился к своим сотрудникам малийского происхождения, может служить заявление, сделанное им в разговоре со специалистами инспекции по труду, когда он попытался скрыть реальную численность нелегальных рабочих. «Они приводят с собой приятелей, так что же я могу поделать, когда они собираются все вместе», – записано с его слов в протоколе.

По мнению социолога Николя Жунена, который использует в своих работах данные видеонаблюдений, сделанные на строительных площадках в начале 2000-х годов, ситуация с этими африканскими рабочими-нелегалами отражает всю систему расовой дискриминации, которая до сих пор сохранилась во Франции. «На таких стройках прослеживается взаимосвязь между профессиональной иерархией и этнической принадлежностью работников: чем выше иерархическая ступень, тем больше на ней белых французов. Уроженцы стран Магриба нередко становятся бригадирами. Существуют самые настоящие профессиональные гетто: рабочие из Западной Африки, малийцы и сенегальцы, занимаются демонтажом строений, тогда как выходцев из Заира привлекают в основном к сооружению строительных лесов. Я заметил, что, говоря обо всех этих работниках, работодатели называют их «Мамаду», не упоминая имён, то есть не воспринимая каждого из них как самостоятельную личность», – подчёркивает он.

«Такая совокупность критериев (национальность и происхождение) ставит людей из наиболее уязвимых категорий (например, малийских рабочих без документов) в крайне сложное положение. Причём это не разовые проявления, а постоянная тенденция, что свидетельствует не просто о разнообразных видах дискриминации, а о её систематическом характере», – отмечает «Независимая правозащитная организация» в своём заключении от 19 апреля. «Таким образом, изначально принято считать, что каждая группа рабочих должна выполнять те или иные задачи. И это обусловлено не профессиональными навыками людей, а исключительно их происхождением, будто бы оно предполагает определённую квалификацию и не позволяет добиться другого положения в этой чётко организованной системе расового доминирования», – говорит представитель независимой организации, который намерен изложить свои доводы на судебном заседании по вопросам трудовых отношений.

«Это новые проявления всё того же исторического неравенства. Эти предрассудки унаследованы от эпохи колониализма. Поэтому начальники поручают самый тяжёлый и неблагодарный труд совершенно определённой категории работников – выходцам из Мали, не имеющим документов», – подчёркивает Алин Шаню, адвокат вышеупомянутых двадцати пяти рабочих. «Профсоюзные активисты надеются, что этот исторический в своём роде процесс поможет добиться справедливости и отстоять права трудящихся, ставших жертвой дискриминации. То есть в очередной раз выступить против социального демпинга», – утверждает Марилин Пулен.

Но есть в этом деле и более глубокий, символический смысл. «Ранее эти люди были безлики, обесчеловечены. А в ходе судебного разбирательства каждый из них расскажет свою историю и заявит о том, что права человека распространяются и на него», – обращает на него внимание адвокат.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »