LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Прошёл год с начала борьбы против «железной руки» макронистов

Год назад в Национальную Ассамблею от французских левых прошло, пожалуй, наименьшее число депутатов за последнее время.

Орельен Сушер

Год назад в Национальную Ассамблею от французских левых прошло, пожалуй, наименьшее число депутатов за последнее время. Сегодня их чуть больше 60 человек, включая 31 человек, должностных лиц, выбранных от группы социалистов, бывших «Новых Левых» («Nouvelle Gauche»), 17 депутатов из партии «Франция непокорённая» (ФН) и 16 членов «Группы демократических и республиканских левых» («GDR»), 11 из которых являются коммунистами. С первых заявлений в Национальной Ассамблее депутаты от ФН обещали держать Макрона в ежовых рукавицах. По чистой случайности (иногда предостерегающей) Франсуа Рюффен и Франсуа де Рюжи оказались вместе во время первого заседания нижней палаты Парламента. «Депутат-репортёр» Франсуа Рюффен (ФН), за выступлениями которого социальные сети следили особенно пристально и который некогда претендовал на пост главы Национальной Ассамблеи, сегодня участвует в постоянной дискуссии по вопросу о роли Парламента (в частности, по его форме и содержанию).

Во время голосования по вопросу о доверии премьер-министру Эдуару Филиппу коммунисты и «непокорённые» проголосовали против, но большинство социалистов воздержались (словно питали иллюзии по поводу характера будущей политики правительства). «Мы нисколько не колебались и были настроены на твёрдую оппозицию. Но мы не ожидали, что социальное государство сломается так быстро. Макронисты «всё перевернули» менее, чем за два года, —говорит Эрик Кокрель (ФН). — Я не питаю никаких иллюзий относительно ультралибрального характера политики Макрона, но я не ожидал, что он станет практически творцом консервативной и антидемократической революции». «В его либерализме присутствует крайне идеологическая, догматическая и авторитарная черта. Он ещё более опасен, чем мы думали», — добавляет Стефан Пё (ФКП).

С прошлого лета правительство приступило к проведению социального «блицкрига», обещанного ранее Франсуа Фийоном, начав с разрушения Трудового кодекса и приняв для этого ряд постановлений. В своём первом выступлении на заседании Ассамблеи молодой де6путат Адриан Катеннан (ФН) иронизировал над аргументами министра Труда Мюриель Пенико, которая отрицала существование построенных на принципах превосходства отношений между предприятиями и держала акционеров за наивных людей. Стоя напротив озадаченного министра, Катеннан, в частности, саркастически отзывался по поводу социального диалога в рамках трудовых отношений: «Какой-нибудь Марсель, который присвистывая идёт на работу (как всем это знакомо!) проведёт со своим начальником социальный диалог и скажет ему: «Давайте сегодня мы увеличим зарплаты!»».[i] Пенико была ещё более озадачена после разоблачений, обнародованных газетой «Юманите», показывающих, что она преумножила своё состояние, проводя увольнения в компании «Данон», являясь владелицей акций этой компании. Комментируя это, Пьер Дарревиль (ФКП) сказал, что теперь Мюриель Пенико «скомпрометировала себя» как министр Труда.

И всё же трудовая реформа, как и многие другие, была проведена (при большинстве (361 человек) абсолютно послушных и верных депутатов из партий «Вперёд, Республика!» и «Демократическое движение» («MoDem»), исход голосований часто известен заранее). «Есть разочарование по поводу неспособности большинства прислушиваться к доводам, звучащим, например, во время выступлений группы «GDR» и партии «ФН». Ассамблея не выполняет свою роль. Она покорна и подчинена устремлениям одного единственного человека – Макрона», — говорит Адриан Катеннан. По мнению Эрика Кокреля, Ассамблея всё же продолжает оставаться «рупором, важнейшей трибуной для выступлений, которая действительно позволяет делать политику и вести постоянные кампании». Осуждая несправедливый бюджет, который преподносит «подарки» самым богатым и отнимает средства у самых бедных, депутаты от партий «ФКП» и «ФН» надолго закрепили за Макроном звание «президента для богатых». «Этим мы продемонстрировали свою точку зрения, поскольку такая политика лидера страны отражает жизненные реалии, переживаемые населением. Но Макрон не только президент богатых, он президент технократов, подобно Маттео Ренци в Италии, что не предвещает ничего хорошего. Он никогда не борется со своим эгоизмом и работает в тесном кругу своих единомышленников. Он — президент демократического риска», — говорит Стефан Пё.

При помощи обсуждений, дискуссий и предложений депутатам от «ФКП» и «ФН» удалось поставить новые темы для всеобщих дебатов. Так было в случае с борьбой против уклонения от уплаты налогов. «Например, в эти выходные я, сделав несколько кликов, всего за две минуты создал своё офшорное предприятие, набрав в поисковике Гугла запрос: «Гибралтар фискальный рай»», — сказал в самом разгаре заседания Национальной Ассмаблеи Фабиан Русель (ФКП), чтобы показать ошеломлённому министру общественных средств Жеральду Дарманену, что где-то всё-таки есть проблема в системе. Видеозапись этого эпизода была выложена в интернете и привлекла большое внимание, вынудив правительство сделать несколько заявлений. «Мы стремимся к тому, чтобы быть полезными, чтобы продвигать идеи и добиваться прогресса. И в будущем будем всегда предпринимать всё возможное для этого. Именно так обсуждение вопроса о «задвижке Берси»[ii] стало неизбежным, и именно так мы заставили поднять вопросы о попечителях», — отмечает Пьер Дарревиль.

«Но большинство почти всегда блокирует оппозицию, даже если соглашается с её критикой. Причём не исключено, что потом те, кто нас блокировал, потом воспользуются нашими же идеями», — говорит Эрик Кокрель. Приняв 31-у по счёту поправку, внесённую группой «GDR» во время рассмотрения закона «Elan» о новой жилищной политике, Стефан Пё недавно побил своеобразный рекорд, установленный ранее депутатами от партии «Вперёд, Республика!», принявшими 15 поправок. «Мы признаём очевидные факты, мы стараемся минимизировать некоторые потери, но не исправляем изначально неудачные тексты.  Мы просто не голосуем за них, пока они нас не удовлетворяют», — говорит Себастьян Жюмель (ФКП). Коммунисты и «непокорённые», регулярно занимающие верхние строчки списка самых активных депутатов, проголосовали против подавляющего большинства рассмотренных законов, в частности, против закона о защите государственной тайны и реформы SNCF. Исключения есть. Например, их голосование по референдуму в Новой Каледонии. Но они очень редки. Социалисты часто голосуют так же, как и их левые соратники, и даже подписали множество коллективных апелляций в Конституционный совет совместно с партиями «ФКП» И «ФН». «Но Социалистическая партия до сих пор остаётся замкнутой в узком кругу единомышленников. В частности, они до сих пор защищают пятилетний план развития Олланда», — отмечает Эрик Кокрель.

Это мнение Кокреля разделяет и Себастьян Жюмель, который также добавляет: «В противостоянии с могуществом исполнительной власти, которая сминает всё на своём пути, наша обязанность состоит в том, чтобы объединить противников Макрона как внутри Ассамблеи, так и за её пределами. Нам нужно умножать свои силы. Я бы очень хотел, чтобы ещё больше крепла связь между партией «Франция непокорённая» и частью депутатов группы «Новые Левые» («Nouvelle Gauche»). Народу это нужно. Мы продвинулись в решении данного вопроса, но нам ещё многое предстоит сделать». «Мы прожили целый год в условиях небывалой жесткости, но мы держимся. Наше негодование по поводу происходящего придаёт нам силы», — говорит Эльза Фосийон (ФКП), высказывающаяся по поводу того, как правительство обращается с беженцами и бастующими студентами. В противостоянии с «макроновским блоком, вставшим на путь с правыми ради расширения своих сил», она призывает к тому, чтобы противодействующие силы объединились для «реконструкции левого движения». Но депутаты от «ФН» не согласны. «Наша программа «Совместное будущее» – это программа левого толка. Нужно ли нам ещё заявлять о себе как о левых? Нет», — говорит Адриан Катеннан, и добавляет, что существуют «конструктивные стратегические дебаты, которые нужно вести». По мнению Катеннана, президентские и парламентские выборы 2017 года «стали доказательством эффективности: количественный и качественный скачок между 2012 и 2017 годами не прошёл зря». Эрике Кокреле отмечает: «Происходит успешная реконструкция отношений с партией ФН, было бы хорошо сделать то же самое и всем остальным партиям, которые призывают к единству».


[i] Эта ирония прозвучала по поводу того, что, по мнению Катеннана, члены партии «Вперёд, Республика!» не видят (или не хотят видеть) реалии соотношения сил, когда руководство и рабочие отстаивают каждый свои интересы, в условиях проведения «социального диалога». – прим. ред.

[ii] «Задвижка Берси» — выражение подразумевает монополию министерства Бюджета в уголовных преследованиях за уклонение от уплаты налогов. – прим. ред.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »