LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Полицейские не церемонятся со «street medics»

С первых дней протестных выступлений «жёлтых жилетов» спасатели-волонтёры из числа манифестантов оказывают помощь участникам шествий. Однако, несмотря на совершенно мирный характер их действий, они постоянно подвергаются нападениям со стороны сил правопорядка

С первых дней протестных выступлений «жёлтых жилетов» спасатели-волонтёры из числа манифестантов оказывают помощь участникам шествий. Однако, несмотря на совершенно мирный характер их действий, они постоянно подвергаются нападениям со стороны сил правопорядка.

В субботу, 20 апреля, на площади Республики в Париже главный редактор «Radio Parleur» воспользовался минутным затишьем, чтобы взять интервью у так называемых «street medics» – добровольных спасателей из числа манифестантов. Внезапно их беседа была прервана тремя выстрелами из травматического оружия. «Одному волонтёру пуля попала в ногу, второму – в спину (ранение могло бы быть более серьёзным, если бы не рюкзак), а третьему – в голову (к счастью, он был в шлеме, как и все спасатели-волонтёры, но попадание оказалось ощутимым)», – рассказывает журналист. Подобные ситуации случаются довольно часто. По мере того как движение «жёлтых жилетов» приобретало характер устойчивого общественного явления, эти «street medics» всё чаще становились объектами нападений, и всё чаще звучали рассказы о жестокости полицейских по отношению к этим людям. Независимый журналист Давид Дюфрен, который собирает сведения о фактах насилия со стороны сил правопорядка, утверждает, что за время протестных выступлений ранения получили 30 волонтёров.

По мере развития протестного движения проявления агрессии в отношении волонтёров становились всё более многочисленными. В Бордо и в Нанте, Тулузе и Монпелье случаи конфискации у спасателей защитных средств никто уже и не считает. Для того чтобы оказывать помощь раненым, медики-волонтёры вынуждены присутствовать в тех местах, где наиболее высока опасность для протестующих, каждый раз подвергаясь различным опасностям. Когда воздух насыщен слезоточивым газом, невозможно работать с ранеными без специальных очков и респираторов. А от воздействия гранат для прорыва круговой обороны и других травматических снарядов предохраняет шлем. Конфискация защитных средств одобрена законом, запрещающим скрывать лицо. Эта мера якобы «служит обеспечению и укреплению общественного порядка во время манифестаций». Нередко она сопровождается акциями, нацеленными на устрашение. «6 апреля в Нанте две группы волонтёров-медиков, выходившие из-за заграждения, попали в объективы фотокамер. Полицейские установили их личности и отобрали у них средства защиты», – рассказывает Данни (1), спасатель-волонтёр из Бретани, который ведёт в Facebook страницу под названием «Факты полицейской агрессии против «street medics»». Конфискация защитных средств стала повседневной практикой. Порой случается, что сам факт обладания такими средствами уже служит основанием для доставки добровольного спасателя в комиссариат полиции. 23 марта в Ницце девять медиков-волонтёров были взяты под стражу именно по этой причине, в как раз тот день Женевьеву Леге грубо толкнули на мостовую.

Иногда полицейские нападают на волонтёров в тот момент, когда медики оказывают помощь пострадавшим от слезоточивого газа или тяжело раненым. 9 марта на манифестации в городе Кемпер медики-волонтёры оборудовали грузовик под госпиталь и центр по распределению пострадавших, чтобы выделить среди них тех, кто срочно нуждается в медицинской помощи. «Полицейские, недолго думая, принялись бросать в грузовик гранаты со слезоточивым газом и направлять на него струи водомётов», – рассказывает Уильям. В тот же день этот спасатель-волонтёр, который в обычной жизни работает менеджером по продажам, был ранен в ногу травматической гранатой. К счастью, брюки из прочной ткани смягчили травму. «Я наклонилась над раненым, и в этот момент один из полицейских попытался ударить меня дубинкой. Сопровождающие бросились на меня сзади и смогли защитить», – рассказывает Магали, санитарка и спасатель-волонтёр из Бретани. Чтобы иметь возможность и дальше помогать людям, невзирая на агрессивные действия полицейских, многие волонтёры были вынуждены предусмотреть те или иные способы защиты. Стали создаваться группы телохранителей, иногда их ещё называют «сопровождающими». Одетые так же как и медики в белые футболки, они защищают волонтёров, пока те заботятся о раненых.

В первые несколько недель протестных выступлений «уличные медики» работали на манифестациях без каких-либо затруднений. «Порой мы вели задушевные беседы с жандармами. Некоторые из них говорили нам, что среди их родственников есть сторонники «жёлтых жилетов»», – вспоминает Давид, один из спасателей-волонтёров из региона Севенны, который вместе с товарищами работает главным образом на манифестациях в Монпелье. Однако уже в январе ситуация круто изменилась, и на волонтёров начались гонения. Их не трогают мобильные подразделения жандармерии, им почти не мешают бойцы полицейского спецназа, зато бригады криминальной полиции и отряды быстрого реагирования проявляют к ним слишком пристальное внимание. «В Ницце мы уже привыкли заранее представляться офицерам судебной полиции, ответственным за обеспечение порядка во время шествия. И их риторика изменилась. Порой офицеры говорят, что для них мы такие же манифестанты, как и все остальные», – рассказывает Паскаль (1), добровольный спасатель, инженер. В то же время некоторые полицейские думают, что волонтёры симпатизируют «Чёрному блоку» или являются тайными членами этого объединения.

Эта перемена в отношениях со стороны полиции объясняется многими причинами. Дело прежде всего в том, что медики-волонтёры очень неудобные свидетели, которые, будучи на переднем крае столкновений, замечают все факты полицейских злоупотреблений. «Один из полицейских резко набросился на мужчину, неподвижно стоявшего к нему спиной, и сбил его с ног. Подняв руки вверх, я подошёл посмотреть, как чувствует себя пострадавший, и тот полицейский распылил газ прямо мне в лицо», – рассказывает Паскаль. Его товарищу по имени Арно удалось удостовериться в том, что с мужчиной всё в порядке. «Какой-то полицейский тоже брызнул мне газом в лицо, а его коллега ударил меня дубинкой. К счастью, меня защитил шлем, и я отделался всего лишь небольшим синяком на щеке», – добавляет Арно. Кроме того, в присутствии волонтёров манифестанты чувствуют себя спокойнее, и многие из них остаются в колоннах даже тогда, когда напряжённость нарастает. На акции в Монпелье один из бойцов полицейского спецназа произнёс как минимум странную фразу в адрес Антуана (1), профессионального спасателя, который работает в качестве медика-волонтёра на шествиях в этом городе. «Он сказал мне: «Это как на войне: если «street medics» упал, значит, у других будет на одного помощника меньше…»», — вспоминает Антуан.

Подобные высказывания не только идут вразрез с положениями Женевской конвенции о защите медиков, они ещё и свидетельствуют о тревожных тенденциях, возникающих в системе охраны общественного порядка, которая уже рассматривается как внутренняя война. «Агрессия против спасателей-волонтёров вызывает особенно бурную реакцию. Люди в жёлтых жилетах регулярно рассказывают нам о таких происшествиях, не скрывая своего возмущения», – комментирует Мари Тусту, сотрудница Центра наблюдения за действиями полиции в Тулузе. Жестокость полицейских не только не удерживает спасателей от продолжения своей деятельности, но и привлекает в их ряды новых волонтёров. Вот, например, что говорит Эмили, присоединившаяся к спасателям в начале апреля: «Увидев, что творится с журналистами и добровольными спасателями, я решила, что мне пора действовать!» Участвуя в манифестации в Тулузе во второй раз, она оказалась в числе пострадавших от слезоточивого газа…

(1) Желая избежать неприятных последствий на работе, наши собеседники попросили изменить в публикации их имена.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »