Ставший результатом железнодорожной реформы, этот перевод на рыночные условия проводится в ущерб потребителям услуг и сотрудникам компании SNCF.
Марион д’Аллар
«Предварительное уведомление о переходе на конкурентную основу междугородних железнодорожных линий Нант-Бордо и Нант-Лион». Этими словами начинается сообщение министерства транспорта о начале фазы практического осуществления перевода государственной службы в режим конкуренции, что является основным столпом железнодорожной реформы, которую правительство усиленно продвигает с июня прошлого года. «С принятием этого решения государство становится главной организующей силой, которая будет участвовать в процессе перехода на конкурентный режим», — заявили представители министерства, напомнив при этом о своей «цели начать эксплуатацию этих линий в 2022 году».
Передвижение по двум упомянутым выше маршрутам обеспечивают «поезда сбалансированного обслуживания территорий» («TET»), находящиеся под непосредственным контролем государства. Ежегодно их услугами пользуется 1 миллион пассажиров, а общая стоимость перевозок составляет 25 млн евро. «Своим заявлением правительство чётко, в одностороннем порядке заявляет об отказе сохранять свой контроль над эксплуатацией этих линий», — резюмируют в отделении железнодорожных рабочих профсоюзного объединения ВКТ в регионе Земли Луары. Государство начало освобождать себя от обязательств достаточно давно, в тот момент, когда многочисленные линии поездов «TET» перешли в ведение сети региональных экспресс-поездов (TER), оказавшись тем самым в зоне ответственности регионов. Это, в частности, произошло с междугородними линиями Париж-Амьен-Булонь, Париж-Орлеан-Тур, Клермонт-Ним и Париж-Руан-Шербур.
В погоне за полным переводом на режим рыночной конкуренции, некоторые регионы объявили о том, что предпочитают досрочный переход к рынку. Первым об этом заявил регион Прованс-Альпы-Лазурный берег (PACA), который уже призвал к проведению протестных акций за сохранение контроля над управлением своими региональными линиями.
Что же касается сроков, то государство должно опубликовать «в ближайшие дни в «Официальной газете Европейского союза» («Journal officiel de l’Union europeenne») своё окончательное предварительное уведомление. Процедура открытия тендера будет проходить в течение минимум двенадцати дней, во время которых, как подчёркивает министр, «все кандидаты-операторы смогут продемонстрировать свои сильные стороны и выдвинуть свои предложения». Тот из кандидатов (в том числе и SNCF), который выиграет на рынке и станет оператором перевозок, будет связан с государством контрактом на оказание государственной услуги.
Государство не случайно выбрало направления Нант-Бордо и Нант-Лион. Эти две линии государственной важности «совсем недавно получили полное обновление парка поездов», — уточняет министерство. Но, по мнению ВКТ, состояние самих железнодорожных путей сомнительно, в особенности путей, идущих «по направлению Нант-Бордо, обновление которых и по сей день остаётся в подвешенном состоянии из-за вопросов распределения финансирования» на общую сумму в 138 миллионов евро между государством, регионами и местными управлениями. «Какой оператор (будь то государственный или частный) возьмётся за эксплуатацию этой линии без проведения на ней работ, учитывая, что время поездок (…) увеличится из-за новых ограничений скорости?», — спрашивают представители профсоюза, которые выражают «серьёзные опасения относительно устойчивости работы» этой линии.
«Пассажирам поездов не нужна конкуренция для того, чтобы эта служба улучшилась и стала более качественной», — заявляют представители Французской коммунистической партии, которая призывает к тому, чтобы «государство инвестировало в инфраструктуру, материальное оснащение и в людей для того, чтобы удовлетворить нужды населения». «Новые инвестиции, надлежащее обустройство прилегающей территории, гарантия равного доступа населения к транспорту – эти цели не достигаются путём уничтожения государственной железнодорожной службы. История учит нас обратному, — продолжают коммунисты. – Сегодня протестующие вышли почти на все круговые перекрёстки. Они требуют сохранить настоящую государственную службу, а правительство предпочитает обеспечить частных операторов новой прибылью». И это не считая социальной атаки на железнодорожников, которые, согласно декрету от 26 декабря 2018 года, обязаны под угрозой увольнения согласиться на переход на службу к новому оператору.