LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В январе 1943 года отряды французской полиции и немецкого полицейского батальона СС провели в Марселе, в квартале Старого порта, масштабные аресты евреев и лиц, причастных к Сопротивлению. События того времени послужили основанием для подачи иска о восстановлении исторической справедливости, который в дальнейшем может инициировать расследование

В январе 1943 года отряды французской полиции и немецкого полицейского батальона СС провели в Марселе, в квартале Старого порта, масштабные аресты евреев и лиц, причастных к Сопротивлению. События того времени послужили основанием для подачи иска о восстановлении исторической справедливости, который в дальнейшем может инициировать расследование.

Марсель – город, в котором время ещё не всё излечило. Город хранит память об ужасных страницах своей истории. Одна из них — облава в районе Старого порта. Потом во время Второй мировой войны немцами были взорваны несколько зданий квартала. Да, был ещё пожар в 1938 г. в новых галереях. Он унёс жизни 73 человек. Потом свободная зона, к которой принадлежал город, полностью перешла под контроль немцев. Все эти воспоминания запечатлелись в народной памяти. Но всё же эпизод, оставивший особенный след в сердцах горожан — это депортация сотен марсельских евреев в концентрационные лагеря. Сегодня речь идёт о восстановлении исторической справедливости, и важным шагом к этому должен стать иск против неизвестного лица, поданный марсельским адвокатом Паскалем Луонго от имени четырёх людей, которым посчастливилось выжить после событий 22-24 января 1943 года, а также потомков тех из них, кто не дожил до этого дня. Через несколько дней после облавы в Марселе нацистская Германия потерпела поражение под Сталинградом, которое стало прологом к длительному кровавому отступлению немцев, завершившемуся полным уничтожением гадины. Но каждый январь в Марселе вспоминают о пережитых ужасах.

После вторжения немецких войск в свободную зону,[i] 12 ноября 1942 года Марсель оказался под властью оккупационных сил. Бойцы Сопротивления организовали несколько покушений, во время одного из которых, 3 января 1943 года, были убиты немецкие офицеры и солдаты. Ответом на их гибель стали карательные операции, цель которых была определена секретной директивой Генриха Гиммлера: массовые аресты, разгром «криминального квартала», привлечение к участию в операциях французской полиции и «мобильных резервных частей».

Получив приказ, Лаваль делегировал его выполнение генеральному секретарю полиции режима Виши Рене Буске, который предложил провести операцию в масштабах всего города. Генерал СС Карл Оберг одобрил эту идею. Буске вызвал из Парижа 200 инспекторов, 15 бригад мобильных резервных частей, отряды жандармерии и мобильных подразделений. 12 000 французских полицейских присоединились к эсэсовцам из полка штурмбанфюрера Бернгарда Гриезе.

Операция «Султан» началась 22 января. Город был оцеплен. Обыски прошли в каждом доме. Первая волна насилия захлестнула квартал, прилегавший к оперному театру. Здесь, недалеко от синагоги, находившейся на улице Бретёй, жило много еврейских семей. Рано утром началась облава, жертвами которой стали двести пятьдесят семей. Людей выгоняли из домов в том, что было на них надето. Им не позволили взять никаких личных вещей. Облава продолжалась два дня и охватила территорию к северу от старинной бухты Ласидон, залива, в котором когда-то, за двадцать шесть веков до этих событий, высадились греческие моряки из Фокеи (прибрежного города в границах современной Турции). Всего за два зимних выходных дня было арестовано и отправлено в лагерь во Фрежюсе около 12 000 человек. 800 евреев были депортированы в концентрационные лагеря, в частности, в Закзенхаузен.[ii]

После эвакуации людей из той части современного квартала Панье, которая находится за городской ратушей, 1 500 зданий на площади 14 гектаров были взорваны. В этом «маленьком Неаполе», расположенном между Старым портом и набережной Де Ля Жолиет, разворачивалось действие романа американского писателя Клода МакКея «Банджо» (1929 г). «Можно было подумать, что в Марселе собрались представители всех стран мира, населённых чернокожими», – писал он. Здесь находили приют иммигранты, главным образом итальянцы, бродяги и моряки с транзитных судов, устраивавшие бесконечные пирушки. Обитатели этого замкнутого мирка проводили время в скитаниях между своими лачугами, тесными, а порой и очень грязными, замызганными бистро и клубами с сомнительной репутацией. Люди жили в ужасающей нищете, порой вспыхивали ожесточённые столкновения между отдельными общинами, но в здешних закоулках царил дух солидарности. В октябре 1942 года некий историк из числа коллаборационистов так описывал этот квартал: «Отвратительное место, напоминающее древнеримскую Субуру: грязная клоака, в которой будто скопилась вся пена Средиземного моря (…). Здесь царят грехи и смерть. Кварталы, некогда населённые патрициями, ныне отданы на поругание сброду, погрязли в нищете и пороке. Можно ли что-то сделать для их очищения и оздоровления?». Вскоре его желание было исполнено самым ужасным образом.

А потом эта история стала уходить во всё более глубокое забвение. Иск, поданный в конце мая, стал попыткой воскресить память о значимом историческом событии. «Мы  надеемся, что эти факты будут признаны и описаны в исторической литературе», – объяснила в беседе с корреспондентом «Франс Пресс» Антуанетта Кастаньо, одна из истцов, которая 9-летней девочкой была вывезена из города на рассвете 23 января 1943 года вместе с четырьмя своими братьями и сёстрами. «Это первый шаг к справедливому признанию тяжёлых эпизодов прошлого. Всю жизнь люди, пережившие эту драму, не могли рассказать о том, что с ними произошло», – говорит адвокат Паскаль Луонго, дед которого стал жертвой облавы. «Мирным людям, пострадавшим только потому, что они были неправильного происхождения и жили в неправильном месте, пришлось пережить несправедливые аресты, преследования, насильственное переселение, депортацию и посягательства на их жизнь – все эти бесчеловечные поступки были частью плана, разработанного нацистской Германией и поддержанного французским правительством Виши», – говорится в исковом заявлении.

Полиции Марселя предстоит провести расследование. Истцы рассчитывают, что будут наказаны все виновные в этом злодеянии, и ответственные за него организации, и власти Германии и Франции. «Мы не теряем надежды найти французов или немцев, которые, будучи солдатами, принимали в этом участие, – отмечает один из истцов. – И тогда нас ждёт судебный процесс исторического значения».

[i] Речь идёт о совместной операции немецких и итальянских войск по оккупации территории вишистской Франции, начавшейся 11 ноября 1942 года и продлившейся один день (кодовое название операции – «Антон»), в результате которой 12 ноября 1942 года г. Марсель был взят фашистскими войсками – прим ред.

[ii] В итоге 6 000 человек остались в местах заключения. Арестованные евреи были отправлены в концлагерь Собибор. В Закзенхаузен депортировали подозреваемых к причастности к движению Сопротивления – 600 человек – прим ред.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »