LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

«Мы все веселились и пели, и вдруг нас накрыло облако газа…»

Спасателям до сих пор не удаётся найти Стива, пропавшего в День музыки во Франции после общения с полицией.

Спасателям до сих пор не удаётся найти Стива, пропавшего в День музыки во Франции после общения с полицией. К делу добавляются новые свидетельские показания, которые заставляют в очередной раз задуматься о стратегии поддержания общественного порядка в одном городе, расположенном в департаменте Атлантическая Луара.

Серый металл на голубом ясном небе…. Подъемный кран Titan, единственный уцелевший обитатель обширной заброшенной промзоны, находящейся в порту Нанта, возвышается над берегами Луары как безмолвный зритель вечерних мероприятий по случаю Дня музыки, последнее из которых было отмечено трагическими событиями. 22 июня, примерно в 4.30 утра, Титуан и Тома вернулись на набережную Вильсона, где были сооружены десятки «музыкальных зон» между рекой и возвышенностями, обрамляющими длинную аллею. Молодые люди уходили на десять минут, но за время их отсутствия «доброжелательная обстановка сменилась паникой». Вместо музыки зазвучали крики.

«Все куда-то бежали», – рассказывают друзья. Титуан, которого накрыло облаком слезоточивого газа, говорит, что вообще не понял, что происходит. Приятели молодых людей куда-то скрылись, и было непонятно, где они. Увидев стражей порядка, похожих на «роботов-полицейских», два студента бросились бежать. По пути Тома увидел, как какой-то мужчина прыгнул в воду. Парень посмотрел на берег. «Их было четверо, и они спокойно плыли, а спасатели были рядом, так что я не стал останавливаться», – рассказывает молодой человек. Жереми, один из находившихся в воде, вспоминает: «Я просто отступил, чтобы уберечься от газа. И не удержался на ногах». Упав с 7-метровой высоты (уровень воды в реке тогда был близок к нижней отметке), он сумел зацепиться за верёвку, а вскоре его подобрал спасательный катер.

Стоявший в нескольких метрах от этого места Жюль, винодел по профессии, 23 лет, был задержан полицейскими. «Я бежал, упал на землю, и тут на меня напали сразу четверо, они набросились на меня», — рассказывает он. Жюль утверждает, что его били дубинками. Всего за несколько минут до этого он спокойно танцевал под музыку, которую включил последний работавший в ту ночь диджей. «И вот пришли полицейские, – вспоминает Жюль. – Они говорили на повышенных тонах, не давали нам дослушать последнюю мелодию, требовали, чтобы мы разошлись. После того как диджей выключил музыку, стражи порядка удалились. Тогда диджей вновь негромко включил песню группы Berurier noir «La jeunesse emmerde le front national…» («Молодёжь говорит: «Да пошёл это Национальный фронт»»)».

По словам Жюля, дальше произошло следующее: около пятнадцати отрядов особого назначения (BRI)[i] и антикриминальной полиции (BAC) выпустили слезоточивый газ на поющих «гуляк», а полицейские-кинологи направили собак в самую гущу толпы. «Я заорал на них, – продолжает Жюль. – Что же это такое? Мы выходим на митинг в защиту климата, а на нас выпускают слезоточивый газ, выступаем за свои права – нам в ответ газ, приходим на праздник – и снова газ. Я много выпил и был на взводе. Я взял в руку камень и бросил его ни в кого не целясь, а просто потому, что газ и полицейский натиск – это было для меня чересчур. Такое общество не по мне. Отбиваясь, я, кажется, сломал нос одному из полицейских, так мне потом рассказали». Жюль был задержан и остаток ночи провёл под стражей. 3 января он предстанет перед судом.

Всего в то утро было использовано около десятка гранат для прорыва обороны, 30 снарядов со слезоточивым газом, и выпущено около десяти пуль из травматического оружия. Четырнадцать человек упали в воду. А 24-летний педагог дополнительного образования Стив Меа Канисо до сих пор считается пропавшим без вести. Сигнал его телефона удалось «поймать» в последний раз в субботу в 3 часа ночи в окрестностях набережной Вильсон. По итогам случившегося были возбуждены сразу два дела. Первой было открыто Генеральной инспекцией национальной полиции (IGPN) по распоряжению министра внутренних дел Кристофа Кастанера. Второе — (об исчезновении человека в обстоятельствах, могущих повлечь серьёзные последствия) занимается прокуратура Нанта.

Обращаясь к префекту, мэр города Жоанна Ролан (член Социалистической партии) потребовала раскрыт всю информацию о «стратегии обеспечения безопасности, реализованной в тот день, и о конкретных полномочиях задействованных подразделений». В среду заместитель руководителя городской полиции Тьерри Палермо попытался залакировать действительность. «При проведении этой операции полицейские ни в коем случае не ставили перед собой цель оттеснить молодых людей к Луаре», – уверяет он. Вот так. Однако действия его подчинённых имели серьёзные последствия. Благодаря обращению за помощью к свидетелям, обнародованному компанией по организации массовых праздников Freefrom и Media Son, было получено свыше 80 сообщений. Люди описывают случаи применения и паники. «Меня толкнули и больно ударили в грудь, – вспоминает один из свидетелей. – Потом на моего друга набросились пятеро бойцов полицейского спецназа. Когда я попытался вступиться за него, мне несколько раз повторили: «Проваливай отсюда, а то газа хлебнёшь»». Как сообщили в компании Freefrom, сейчас готовится коллективный иск в связи с действиями, поставившими под угрозу жизни людей.

Скептические настроения преобладают и среди полицейских. В статье, опубликованной в издании «Ouest-France», секретарь регионального отделения объединённого профсоюза полицейских и «Рабочей силы» Филипп Бусьон выразился напрямую. Отданный руководившим операцией комиссаром приказ он называет «просчётом», «грубой ошибкой, противоречащей здравому смыслу, (…), которая подвергла опасности прежде всего наших коллег, а также простых граждан». Грубо, но правда, ведь речь идёт не о погромщиках, разорявших Нант, выходки которых требовали бы немедленной реакции, а всего лишь об участниках праздника. Кроме того, «конфронтация была неизбежной: полицейские вмешались в ситуацию, не учитывая соотношение сил. Их было всего 15 против нескольких тысяч человек, которые в 4.30 утра наверняка находились под действием алкоголя или веществ и не могли здраво рассуждать и понимать мотивы полицейской операции во время музыкального праздника, начавшегося накануне вечером». В заключение Бусьон пишет: «Ранее мы неоднократно пытались привлечь внимание к тому, как этот комиссар понимает свою задачу по обеспечению безопасности. Его (…) приверженность к исключительно силовым методам регулярно подвергает опасности наших коллег. Мы требуем, чтобы Генеральная инспекция национальной полиции вспомнила о своих обязанностях и привлекла к ответственности это должностное лицо!».

Профсоюз «Альянс», относящийся к правому политическому крылу, никак не прокомментировал поведение полицейских, считая, что те якобы всего лишь отвечали на агрессивные выпады. Арно Бернар, секретарь профсоюзной организации в департаменте Атлантическая Луара, больше был склонен обсуждать выбранное для праздника место, которое он считает «опасным». «Он не о том думает, — заявляет сотрудник компании Freefrom Самюэль Реймон. — Вот уже двадцать лет любители электронной музыки ежегодно собираются 21 июня на этой территории, удалённой от жилых кварталов Нанта». Да, это место расположено у воды и не огорожено парапетом. Но оно всем хорошо известно, на нём предусмотрены необходимые меры безопасности. По данным мэрии, во время происшествия здесь находились два сотрудника службы безопасности, которые обеспечивали связь со спасательным постом, расположенным недалеко, в «Банановом ангаре», а количество спасателей было в этот день удвоено. По просьбе муниципалитета матросы «Атлантической мореходной компании» (SNA) также присутствовали на мероприятии, чтобы при необходимости помочь спасателям. «Праздники в формате open air регулярно проводятся на берегах Сены и канала Урк (например, в Бобиньи), а также на обочинах автодорог, – говорят фанаты электронной музыки. – Но, как правило, когда там бывают полицейские, конфликтов с ними не возникает… ».

Эта драматическая история вписывается в общую картину участившихся случаев проявления полицейского насилия, в частности, в Нанте. Неслучайно профсоюзы (ВКТ, «Рабочая сила», Единая федерация профсоюзов, «Солидарность», профсоюз учащихся) в начале недели направили префекту открытое письмо. В нём они выразили возмущение «бездумной недальновидной концепцией «поддержания общественного порядка»», которая нашла своё отражение в событиях на музыкальном празднике. «На протяжении нескольких лет жители Нанта страдают от нездоровой политики администрации и участившихся инцидентов, связанных с неправомерным применением силы со стороны органов власти», – говорится в обращении профсоюзов. Заместитель мэра Эмерик Сеасо разделяет их возмущение. «Кто бы мог подумать, что полиция способна провести операцию с использованием всевозможных видов оружия, которая приведёт к драматическому завершению летнего праздника, ведь молодые и не очень молодые люди собрались здесь, чтобы просто провести время в кругу единомышленников и послушать музыку».

По словам Сеасо, в последние годы Нант превратился в полигон, на котором отрабатываются приёмы массового запугивания. С этим мнением согласны многие. Например, во вторник дизайнер компании «Presse Ocean» Эрик Шалмель опубликовал петицию, в которой выразил негодование по поводу жестоких действий полицейских в прошлую субботу.[ii] За два дня петиция собрала свыше 4 200 подписей. «Речь идёт не о том, чтобы найти козлов отпущения в лице промежуточных исполнителей в длинной цепочке командования, которая, похоже, становится всё более неконтролируемой, – пишет Шалмель. – Префект д’Аркур и министр Кастанер подвергли молодых людей смертельной опасности, и они должны немедленно ответить за это. К каким бы выводам ни пришла Генеральная инспекция национальной полиции, этим людям следует уйти в отставку». Данные слова точно передают общее настроение, объединяющее жителей Нанта.

[i] Так называемая «Бригада против банд», спецподразделение полиции, занимающееся особо тяжкими криминальными случаями, в частности, похищением людей и вооружённым грабежом. – прим ред.

[ii] На акции «жёлтых жилетов» — прим ред.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »