LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Китай: предан союзниками, но не сломлен

Пытаясь вернуть контроль над собственной территорией, Китай в 1917 году решил сражаться с Германией. Однако при подписании Версальского мирного договора союзники поддержали Японию

Пытаясь вернуть контроль над собственной территорией, Китай в 1917 году решил сражаться с Германией. Однако при подписании Версальского мирного договора союзники поддержали Японию.

Раздираемый противоречиями, в начале ХХ века Китай переживал период глубокого кризиса. Иностранные державы навязали ему соглашения на неравных условиях и установили непосредственный контроль над целыми регионами этой страны, разбив её на зоны протектората и «концессии». Руководству первой Китайской Республики, образованной в 1911 году, не удалось решить проблемы древней империи, которая разваливалась на глазах из-за амбиций военачальников, поделивших её на княжества. Во главе чрезвычайно слабого государственного аппарата стоял генерал Юань Шикай. Оккупационные силы лишь усугубляли творившуюся в стране анархию.

Когда в августе 1914 года в Европе началась война, Китай сразу же заявил о своём нейтралитете, однако позднее он всё же был вынужден втянуться в эту «европейскую бойню» из-за присутствия на его территории представителей воюющих держав. Особенно активно проявляла своё стремление к экспансии Япония, ранее уже завоевавшая Тайвань и Корейский полуостров и рассматривавшая разгоревшийся конфликт как удобный момент для удовлетворения своих территориальных притязаний. 23 августа 1914 года Токио присоединился к союзникам и объявил войну Германии. В ноябре японские императорские войска вторглись в провинцию Шаньдун, с 1897 года находившуюся под контролем Германии, и в порт Циндао. В это время в Китае шли оживлённые дискуссии о том, следует ли принимать участие в военном конфликте. Но ультиматум, направленный властями Японии официальному Пекину в январе 1915 года (1), и смерть в 1916 году Юаня Шикая ускорили процесс принятия решения. В августе 1917 года новое правительство, возглавляемое премьер-министром Дуанем Цижуем, официально объявило о вступлении Китая в войну в обмен на обещания европейских союзников предоставить стране ряд экономических послаблений и обеспечить её полноправное участие в будущей мирной конференции. 140 тысяч китайских тружеников были отправлены на поля сражений во Францию и 200 тысяч – в Россию.

В Китае начался период иллюзий относительно будущей национальной независимости, основанной на принципе самоопределения, выдвинутым президентом США Вудро Вильсоном. Его знаменитые «14 пунктов» вселяли большие надежды, которые вскоре были растоптаны подписанием в Версале несправедливого мирного договора. Китай никак не мог считаться державой, способной встать в один ряд с государствами-союзниками, в отличие от Японии, которая к тому времени превратилась в мощного амбициозного игрока на международной арене. Японская делегация предъявила на переговорах секретные договорённости с руководством победивших стран. Франция не осталась в долгу. С 1907 года Париж и Токио были связаны двумя соглашениями: одно из них касалось финансовых, а второе – дипломатических аспектов. С самого начала войны Париж предпринимал шаги, направленные на получение военной помощи от Японии, уточняя при этом, что «готов заплатить за неё любую цену». Японское правительство признало зоной французского влияния территории, расположенные в трёх южных провинциях Китая, и обещало не наносить ущерба интересам Франции в Индокитае. В ответ Франция обязалась не оспаривать права Японии на зоны влияния в Шаньдуне, на юге Маньчжурии и в Монголии.

В субботу, 3 мая 1919 года, в Пекине стало известно о том, что «права» на Шаньдун, полученные некогда Германской империей, переходят… к Японии, вопреки обещаниям союзников. Эта новость вызвала небывалое возмущение, разочарование и ощущение унижения в китайском обществе. В стране начались грабежи и погромы.

В воскресенье, 4 мая 1919 года, в половине второго дня 3 000 студентов тринадцати колледжей и университетов Пекина собрались на площади Тяньаньмэнь. Они возмущались действиями Японии, империалистических держав и китайского кабинета министров. Незадолго до этого (апрель 1919 г.) премьер-министр Дуань Цижуй тайно согласился передать одну из провинций под контроль Японии в обмен на очередной займ, полученный от Токио.

Колонна демонстрантов, к которой присоединились и девушки-студентки, направилась в сторону Дипломатического квартала (охраняемый район Пекина, где располагались представительства зарубежных стран). Подразделения военных стали оттеснять участников шествия, и те направились к резиденциям министров китайского правительства, одна из которых сожгли. Протестующие несли в руках транспаранты с надписью «Као Рулин, Лу Цонгиу, Чанг Цонгсианг – предатели народа, мерзавцы, достойные вечной ненависти» (2). Действия полиции не отличались решительностью. В последующие дни по стране прокатилась волна студенческих митингов и забастовок, проходивших под лозунгом «Страну нужно спасать». Волнениями были охвачены Тяньцзинь, Шанхай, Нанкин, Ухань, Фучжоу, Гуанчжоу. Во всех городах студенты, одетые в академические чёрные мантии, ходили по улицам и организовывали митинги на перекрёстках. 6 мая 1919 года в газете «Le Siecle» («Век») вышла статья под заголовком «Китай недоволен». В стране начался самый настоящий бунт против условий Версальского мира и иностранной оккупации. Примеру студентов последовали представители и других социальных слоёв. Протесты достигли общенационального масштаба, когда продавцы отказались открывать свои магазины и объявили забастовку, которая в июне 1919 года распространилась на крупнейшие города страны. Очередным витком напряжённости стали объявление бойкота товарам из Японии и столкновения с выходцами из этой страны. Реакция пекинских милитаристов не заставила себя ждать: более тысячи студентов были арестованы, колледжи превратились в тюрьмы.

Народное возмущение не ослабевало, и в мае-июне того же года в борьбу вступил молодой пролетариат Шанхая – города, экономика которого была полностью парализована. 11 июня забастовку объявили 90 000 работников семи хлопкоперерабатывающих фабрик и семи механосборочных предприятий. Прекратилось движение автобусов, трамваев и поездов. Рабочий класс заявил о себе, но пока только как о дополнительной силе, «щите в арьергарде торговцев и студентов» (как было написано в листовке Гильдии металлургов) (3). Группы, состоявшие из десяти «борцов за спасение Родины» передвигались по крупнейшим магистралям страны, принимая участие в бесконечных митингах разгневанной толпы. Повсюду были расклеены объявления, набранные крупным шрифтом. Правительство было вынуждено пойти на уступки и освободить заключённых.

28 июня китайская делегация в Версале заявила о своём отказе от подписания договора. Таков был победный результат первого в современной истории Китая массового антиимпериалистического выступления. Несмотря на то, что подавляющее большинство жителей Поднебесной составляли крестьяне, не имевшие отношения к поднявшейся волне негодования, это событие стало важной вехой в жизни страны. Всего несколько недель выступлений студентов в Пекине, и правительство было вынуждено воспротивиться очередным посягательствам на суверенитет Китая. После 80 лет (1839 – 1919 гг.) унижений и агрессии китайцы впервые осмелились противостоять могущественным державам. Эти события имели символическое значение, явно недооцененное на Западе, где предпочитают забыть (или вообще не замечать) разрушительное воздействие иностранной агрессии, заложившее основы современного «национального самосознания» (4).

Так называемое Движение 4 мая началось неслучайно. Оно стало закономерным продолжением тенденций, наметившихся в интеллектуальной, политической, социальной и экономической составляющих жизни китайского общества. Одним из его инициаторов выступило издание «Новая молодёжь». В 1915 году в первом номере этого журнала был опубликован «Призыв к молодёжи», который превратился в личное кредо целого поколения. В нём главный редактор издания Чэнь Дусю, ставший в 1921 году первым Генеральным секретарём коммунистической партии, писал о том, что «пора покончить с подчинением современной власти, отбросить отжившие традиции и ритуалы, начать мыслить прогрессивно и стать горячими сторонниками мирового братства».

Обозначив начало нового этапа в истории Китая, это движение по глубинной природе своей было не просто всплеском патриотических эмоций, как можно было бы предположить по его главному лозунгу «Страну нужно спасать». Оно открыло обширное поле для размышлений и поисков пути строительства нового Китая, который обеспечил бы его независимость и успешное развитие. Эти размышления не теряют своей актуальности и сегодня.

Значимость Движения 4 мая 1919 г. и его многочисленные последствия обусловлены тем, что оно стало первым организованным массовым протестом против двух основных причин, приведших страну к упадку: неуклонно растущее иностранное влияние в экономической, политической, военной и культурной сферах и живучесть устаревших представлений. Именно тогда произошёл окончательный разрыв с традиционной, консервативной, реакционной идеологией, которая тормозила развитие Китая, как заявляли пекинские студенты, утверждая при этом, что победить её помогут «наука» и «демократия».

Протестные настроения сохранялись в обществе на протяжении года, что связано с присоединением к этой борьбе новых социальных слоёв: её поддержала интеллигенция, которая старалась отмежеваться от своей принадлежности к элитарным кругам и заявляла о стремлении играть активную роль в возрождении Китая; в ней приняла участие торговая и промышленная буржуазия, поддержавшая бойкот японских товаров. Не остался в стороне и зарождавшийся в те годы рабочий класс, который на классовых началах взаимодействовал с профсоюзами, выступая единым фронтом в движении против империализма.

Следует отметить, что это небывалое по силе проявление национального чувства сопровождалось противоречивыми идеологическими тенденциями. Сформировались два лагеря: первый объединил либералов, к второму примкнули сторонники левых течений, которые проявляли всё больший интерес к развивавшейся философии марксизма (5). Главными темами наметившихся между ними противоречий стали определение «китайского пути» или «путей», отношение Китая к Западу и место национального освобождения в контексте мировой революции.

Представители интеллектуальных кругов Китая, питавшие иллюзии относительно гуманитарных идеалов президента США Вильсона, выражали своё недовольство особенно явно. Предательство со стороны западных держав и резня 1914 года заронили в умы китайцев сомнения в целесообразности следования за западными цивилизациями и заставили повнимательнее присмотреться к революционной модели, предложенной большевиками. Тем более что весной 1920 года СССР дезавуировал «несправедливые соглашения», навязанные царской Россией, и объявил о восстановлении концессий, находившихся под её контролем.

Так в Китае зародился коммунизм, и в результате оживлённых дебатов 23 июля 1921 года в Шанхае по инициативе тринадцати активистов (6) была образована Коммунистическая партия Китая. Инициаторами её создания выступили лидеры «Движения 4 мая» Чэнь Дусю и Ли Дачжао.

Протестное движение не ограничилось только рамками коммунистической идеологии. Его ежегодно вспоминают в Китайской народной республике и на Тайване, хотя и придают ему несколько различное значение: в континентальной части Китая с 1949 года в первых числах мая отмечают праздник молодёжи, а на Тайване – День литературы.

(1) Этот ультиматум известен как «двадцать одно требование». Его авторы требовали, в частности, контроля над Шаньдуном. Они также хотели распространить своё влияние на южную часть Маньчжурии и на восточные регионы Внутренней Монголии. Кроме того, они добивались назначения японских политических советников при правительстве Китая, пытались взять в свои руки контроль над горнодобывающим комплексом Ханьепинг и управление подразделениями китайской полиции.

(2) Li Ma, «La Chine et la Grade guerre», CNRS, 2019.

(3) Alain Roux, «Le Singe et le Tigre. Mao, un destin chinois», Larousse, 2009.

(4) В октябре 2017 года президент Си Цзиньпин не упустил случая напомнить об этом в своём выступлении перед делегатами 19-го съезда Коммунистической партии Китая.

(5) В июне 1919 года доклад Карла Маркса «Заработная плата, цена и прибыль» был переведён на китайский язык.

(6) В том числе – Мао Цзэдун как представитель провинции Хунань.

Библиография.

«Les Origines de la Revolution chinoise, 1915-1949», Lucien Bianco, Gallimard, 1967; nouv. ed. mise a jour et augmentee, 2007, «Folio» Histoire.

«La Chine et la Grande Guerre», Li Ma, CNRS editions, 2019.

«Les Travailleurs chinois en France dans la Premiere Guerre mondiale», sous la dir. De Li Ma, CNRS editions, 2012.

«La Chine au XX-e siecle», Alain Roux, Armand Colin, 2006.

«Le Deluge, 1916-1931. Un nouvel ordre mondial», Adam Tooze, les Belles Lettres, 2015.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »