Борьба не была напрасной. Во вторник 10 апреля профсоюз Ver.di, объединяющий работников государственных служб, призвал провести так называемые предупредительные забастовки, главным требованием которых стало повышение зарплат на 6 % (начиная с этого года). Движение приобрело широкий размах: более 220 000 служащих прекратили свою работу. Национальная авиакомпания «Lufthansa» отменила не менее 800 рейсов. Больницы, транспорт, местные административные службы работали в замедленном режиме. В результате всех действий правительство (в лице министра внутренних дел) вынуждено было в воскресенье в Потстадме вновь возобновить переговоры с бастующими. В ночь со вторника на среду этот диалог закончился впечатляющей победой госслужащих.
Профсоюз добился того, что в ближайшие тридцать месяцев зарплата 2,3 миллионов работников аэропортов, больниц, вокзалов, служб по сбору мусора, яслей и местного транспорта вырастет на 7,4%. 1 марта 2018 года их оклад увеличится на 3,2 % с ретроактивным эффектом. Дальнейшее увеличение на 3,1% запланировано с 1 апреля 2019 года. Затем – на 1,1 % с 1 мая 2020 года. К самым низким зарплатам будет добавлен единовременный бонус в 250 евро. Что же касается практикантов, то они получат доплату в 100 евро к зарплате и один дополнительный день к отпуску.
По словам секретаря профсоюза Ver.di Франка Бсирске, который в последние недели призывал дать работникам возможность пользоваться плодами здоровой немецкой экономики, можно с уверенностью заявить «о лучшем за многие годы результате переговоров». Европейская федерация профсоюзов работников сферы общественного обслуживания (EPSU) приветствовала эту новость. «Превосходный результат для работников этого сектора экономики Германии. Действия 220 000 работников и их профсоюза не пропали даром. Вступайте в профсоюз. Повышение зарплат никогда не происходит по доброте душевной нанимателей», – написано в итоговом документе одного из отделений Европейской конфедерации профсоюзов (CES).
В стране, где уровень безработицы снизился до 5,5 % только за счёт беспрецедентной прекаризации трудовых отношений, догмат о сдерживании роста заработной платы и гибкости условий занятости, действующий со времён Шрёдера и направленный на победу в конкурентной борьбе с торговыми партнёрами Германии, больше не оставляет места для иллюзий. Главным элементом требований государственных служащих стала критика использования в общественных службах субподряда, позволяющего сократить размеры зарплат при заключении контрактов с предприятиями, не соблюдающими условия коллективного соглашения.
Победа госслужащих ставит под сомнение и задачу «нулевого дефицита», которую выдвигает министр финансов социал-демократ Олаф Шольц. В прошлом году немецкий бюджет имел рекордное положительное сальдо в 38,4 миллиарда евро. По словам министра внутренних дел Хорста Зеехофера, повышение зарплат госслужащим будет стоить федеральному бюджету 2,2 миллиардов евро в год. А по данным Ассоциации работодателей местных органов власти, к этой цифре надо добавить ещё 7,5 миллиардов евро расходов на территориальные единицы.
За зарплаты борются не только госслужащие. В январе протестный процесс организовало профсоюзное объединение IG Metall, проведя несколько предупредительных забастовок. В феврале профсоюзы добились повышения зарплат на 4,3 % для 3,9 миллионов металлургов. Удалось также договориться о некоторой гибкости рабочего графика, регулируемого самими рабочими: отдельные работники смогут просить 28-часовой рабочей недели в течение двух лет, правда, без компенсации.
На начальной стадии находится пока протестное движение 800 000 рабочих-строителей. Опираясь на динамичное развитие строительной отрасли, профсоюзное объединение IG Bau продолжает требовать повышения зарплат на 6 % и установление единого уровня оплаты труда, независимо от региона страны (на востоке Германии зарплата работников всё ещё ниже, чем на западе). Если в ближайшие две недели переговоры не приведут к положительному результату, то IG Bau может начать забастовочное движение по всей отрасли.
Гаэль Де Сантис