Евровласти начали действовать не с того конца. Но, почувствовав, как «запахло жареным» из-за ряда прошедших скандалов («LuxLeaks», «SwissLeaks», «Panama Papers», «Dieselgate» и т. д.), сопровождавшихся преследованиями и запугиванием информаторов (или их посредников), они пытаются, так сказать, наверстать упущенное… Через два года после принятия директивы о коммерческой тайне Европейская комиссия представила проект указа, направленного на защиту информаторов. Сама директива, применённая во Франции правительством Эдуара Филиппа несмотря на единодушные массовые протесты, напрямую угрожает тем, кто способствует распространению информации, и ограничивает свободу прессы. Неправительственные организации и профсоюзы, занимающиеся этой темой уже не первый год, в целом восприняли текст документа Еврокомиссии положительно. Все помнят пример Эрве Фальчиани, стоявшего у истоков разоблачения списка держателей тайных счетов в HSBC в Швейцарии («SwissLeaks») и оказавшегося под колпаком судебных органов в Испании. Сейчас на нём дамокловым мечом висит требование об экстрадиции. «Это значительный шаг в правильном направлении», — отметила НПО «Transparency International». А Всеобщий союз инженеров, руководящих кадров и технических работников при ВКТ (UGICT-CGT), борющийся против переноса во Францию закона о коммерческой тайне, совместно с профсоюзами журналистов (SNJ и SNJ-CGT), Ассоциацией по вопросам налогообложения финансовых операций в помощь населению (ATTAC) и рядом других организаций заявил, что «рад предложенной наконец директиве, защищающей информаторов, которая вот-вот должна быть одобрена».
Ни при каких обстоятельствах информатор не может подвергаться преследованиям
Первый заместитель председателя Европейской комиссии Франс Тиммерманс с чувством глубокого удовлетворения рассказывал об обязательном механизме, который «постепенно» начнёт действовать на предприятиях с количеством наёмных работников не менее пятидесяти, или имеющих не менее 10 миллионов евро ежегодного товарооборота. Располагающий информацией о потенциально преступных фактах сотрудник предприятия, в том числе временно исполняющий обязанности, находящийся на краткосрочном контракте, или работающий внештатно, может обратиться во внутреннюю инстанцию предприятия, сформированную после переговоров с профсоюзными организациями. Предоставляемые им факты должны рассматриваться конфиденциально. Если обращение во внутренние инстанции не дало никакого результата, сотрудник может апеллировать к внешним органам правосудия, и только лишь в самом крайнем случае прибегнуть к помощи журналистов и средств массовой информации. Ни при каких обстоятельствах информатор не может подвергаться преследованиям. «Если мы будем лучше защищать информаторов, у нас появится возможность эффективнее выявлять и предотвращать любой ущерб, который может быть нанесён общим интересам путём мошенничества, коррупции или уклонения от уплаты налогов предприятиями, а также вред здоровью людей или окружающей среде», – с восторгом говорит Франс Тиммерманс.
Однако в проекте указа о защите информаторов есть ряд существенных упущений. Например, в сферу его приложения не входят сообщения, касающиеся угроз безопасности и здоровья работникам, последствия которых могут проявиться постфактум. Ещё одна недоработка — документ передаёт заботу об оказании финансовой и юридической поддержки информаторов в руки самих государств-членов ЕС. А в отдельно взятой стране масштаб помощи может отличаться от ожидаемых. И последнее. По мнению Европейской федерации журналистов (FEJ), факт донесения информации до общественности через СМИ, допускаемый лишь в крайнем случае и при соблюдении множества условий, ущемляет как свободу информировать, так и возможность быть информированным: «Некоторые преступления столь серьёзны, что публика имеет право знать о них независимо от того, через какие источники это знание будет получено, внутренние или внешние».
Тома Лемаё