LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В НАЦИОНАЛЬНОМ СОБРАНИИ СЛОЖИЛАСЬ НЕБЫВАЛАЯ СИТУАЦИЯ: ПОСЛУШНЫЕ ДЕПУТАТЫ И УБИЙСТВЕННЫЕ ДЕБАТЫ

Национальное собрание Франции превратилось в место кардинальных перемен. Голосование за полномочия на реформирование Трудового кодекса посредством указов и голосование за «морализацию» общественной жизни, ключевые для будущего страны и направлений политики, идёт по совершенно новым линиям

Всего за месяц с небольшим Национальное собрание Франции превратилось в место кардинальных перемен. Голосование за полномочия на реформирование Трудового кодекса посредством указов и голосование за «морализацию» общественной жизни, ключевые для будущего страны и направлений политики, идёт по совершенно новым линиям. Промакроновские депутаты доказывают, что они лишь играют роль парламентариев, правые и СП ищут себя, левая оппозиция оформляется и обозначает вехи идеологической борьбы. А итог прошедшего месяца парламентской сессии неординарен со всех точек зрения.

Суть вопроса

«Это очень впечатляюще. И говоришь себе: «Всё происходит именно здесь, в том месте, где представлена вся Франция. С остальными депутатами от ФКП мы знали друг друга только по имени, и вот лишь теперь познакомились», — именно такими словами описывает свой приход в Бурбонский дворец Ален Брюнель, впервые избранный депутат от департамента Нор (ФКП). В политическом пейзаже, перевёрнутом с ног на голову с момента избрания Эмманюэля Макрона, новые депутаты (429 из 577), зачастую не имеющие отношения к политическим кругам, и брожения в политических взглядах левых и правых сил зал заседаний Национального собрания превратился в непредсказуемую площадку. К тому же с самого начала новым депутатам пришлось работать «по полной программе». На повестке дня стоял вопрос о законе «о предоставлении полномочий принимать посредством указов меры по усилению социального диалога» (как его называет правительство), затем — закон, «направленный на возвращение доверия в общественную жизнь» (официальное название «морализации»). И не будем забывать о голосовании за доверие правительству в начале июля, которое позволило узнать, какие группы относят себя к оппозиции. LREM («Вперёд, Республика!») и «Modem», естественно, проголосовали «за». Все депутаты «Непокорённой Франции» и коммунисты проголосовали «против». А оставшиеся правые депутаты, разделившиеся на «Республиканцев» и «конструктивных», в основном воздержались, то есть практически проголосовали «за». То же самое произошло и с представителями Социалистической партии: только трое депутатов (из 31) проголосовали «против».

Свобода голосования депутатов лежит в основе разделения властей. Но Макрону нужны послушные депутаты.

В конечном итоге Эдуар Филипп получил весьма удобное большинство: 370 голосов «за» и 67 голосов «против». Для парламентских фракций коммунистов и «Непокорённых» это голосование стало боевым крещением: у «Непокорённой Франции» —  все новички, у коммунистов — только два опытных депутата: Мари-Жорж Бюффе и Андре Шассень. Однако стоит отметить, что практически все вновь избранные депутаты от ФКП и «Непокорённых» обладают значительным политическим здравомыслием, зачастую выкованным годами общественной деятельности, в противоположность многочисленным депутатам LREM, пришедшим из частного сектора и знающим лишь корпоративную культуру. Всё это не могло не повлиять на работу Нацсобрания.

Повторяющиеся помехи

Поведение большинства избранников вызывает, мягко говоря, пересуды. Этот июль был отмечен всякого рода происшествиями на заседаниях, а новое большинство выработало свою фирменную марку: опасную нехватку демократической культуры, незнание парламента и его работы. В связи с этим Жерар Коллон, министр внутренних дел, даже вынужден был «отчитать» своих менее опытных коллег-депутатов, отказывавшихся допоздна задерживаться на заседаниях, полагая что работа отбирает у них слишком много времени, и позволивших себе даже заявить, что они уйдут на каникулы до завершения сессии. Не будем говорить и о «сплине» тех, кто, зарабатывая 8 000 евро в месяц в частном секторе, жалуется сейчас на снижение своих доходов. Ещё один инцидент связан с Жаном-Луи Бурланжем («Modem»), членом парламентского большинства, которому вице-председатель Кароль Бюро-Боннар не дала слова, вследствие чего он в ярости покинул Зал заседаний.

В дальнейшем складывалась настолько напряжённая обстановка, что многие председатели групп (Андре Шассень (ФКП), Кристиан Жакоб («Республиканцы»)) были вынуждены пожаловаться на манеру проведения дебатов. Но последняя история наиболее показательна: на заседании 27 июля большинство проголосовало против одной из своих собственных статей закона о морализации (о налоговой прозрачности для министров), которая была утверждена на комиссии! По какой причине? Просто потому, что Эрик Кокрель, депутат от «Непокорённой Франции», поддержал эту статью закона. Чисто рефлекторно большинство подумало, что речь идёт о поправке … и проголосовало «против». Несмотря на то, что эта история вызывает смех, она много говорит о недостатке здравого смысла и о вовлечённости депутатов, которые поднимают руку по команде и без обсуждений.

Послушные депутаты большинства

Послушный депутат, «godillot» — уничижительный термин, придуманный при де Голле, обозначающий депутата большинства, находящегося в подчинении у правительства вопреки своей роли парламентария. Новое большинство довело это «искусство» до пароксизма. К этому добавляется и вызывающее беспокойство авторитарное искушение, когда группа «Вперёд, Республика!» выбирает себе оппозицию («конструктивные» в данном случае), конфискует должности, обычно достававшиеся оппозиции и мямлит в ответ на критику и контрпредложения, что «прения завершились избранием».

«Как об стенку горох. Нет никакого обсуждения, есть презентация текста, в котором нет ничего предназначенного для обсуждения. Такое чувство, что каждый раз организуется брифинг…», — высказывается Ален Брюнель. Правые тоже возмущены подобным поведением. Бывший депутат Ален Марлекс («Республиканцы») говорит о «деклассированном парламенте: «…исполнительная власть наступает на законодательную, разделение властей всё менее заметно…». В этой ситуации тон задаёт внутренний регламент [президентской] группы, обнародованный изданием «Le Canard Enchaine»: запрет подписывать поправки, если они исходят от других групп, обязанность докладывать главе группы Ришару Феррану о любом вопросе к правительству, даже в письменном виде.

Макрон хочет послушное, с «руками по швам», парламентское большинство, причём в нарушение Конституции, поскольку свобода голосования депутатов является основой принципа разделения властей. Стефан Мазар, депутат LREM, который председательствовал на заседании комиссии по проекту закона о морализации, заставил трижды голосовать присутствующих, чтобы прийти к желаемому результату. Подобное поведение возмутило депутатов из других групп, в особенности социалиста Оливье Дюссопта, который был вынужден призвать Мазара к порядку. Господин Мазар сослался на отсутствие опыта… Но по некоторым пунктам, большинство всё же колеблется, вплоть до того, что два десятка депутатов от LREM проголосовали за поправку, чтобы обойти «заслон Минфина», не считаясь, таким образом, с указаниями правительства. «Многие разочаровавшись начинают видеть разницу между тем, что говорится, и тем, что делается. Блок не так уж сплочён …», — свидетельствует Ален Брюнель.

Правые и социалисты ищут себя, Нацфронт молчит

Для 31 члена Социалистической партии, уцелевших после её крушения, новый законодательный период является трудным, поскольку дебаты вокруг политической линии партии ещё не окончены. Всего три депутата, близкие к левому крылу Соцпартии, выразили своё недоверие правительству Эдуара Филиппа, проголосовав «против». И Борис Валло, представитель группы, сделал признание в том, что они «разделяют некоторые цели (касающиеся Закона о труде – прим. ред. газеты), но несогласны по поводу средств его достижения». Следовательно, различие по форме, но не по существу. То же самое наблюдается и у правых, где разделившиеся «республиканцы» и «конструктивные» проголосовали за законы большинства, начиная с закона о труде, который они поддерживают. Многие из них испытывают затруднения в связи в том, как себя позиционировать, разрываясь между политической оппозицией и согласием по существу. Что касается «Национального фронта», то их не просто существует, не в обиду будет сказано. «Они редко просят слово; для Марин Ле Пен Национальное собрание, это эстрада. Я думаю, что парламентская работа их не интересует», — делится впечатлениями Ален Брюнель.

Левая оппозиция оформляется

Проект закона о труде дал левым повод организоваться в качестве оппозиционной силы, так как все остальные группы были по существу согласны с большинством. «У нас две левые оппозиционные группы, — говорит Ален Брюнель. — Это очень хорошо работает, каждый вносит свой вклад, делает свой анализ, иногда у нас даже общие поправки без предварительного консультирования. Мы расставляем все точки над «i» в политическом плане, в особенности это касается отношений между трудом и капиталом. И у нас есть возможность два раза ударить по одному и тому же гвоздю».

Между двумя группами депутатов (коммунисты и «непокорённые») идут переговоры о взаимной поддержке перед лицом нарастающей волны макронизма, о том, чтобы оглашать намерения правительства и будоражить общественное мнение. «Даже если у нас нет большинства, цель состоит в том, чтобы инициировать общественное обсуждение», — подчёркивает Пьер Дарревиль, депутат от ФКП (департамент Буш-дю-Рон). Эпизод с «заслоном министерства финансов» показал их полезность и способность мобилизоваться и защищать свои идеи.

«Происходит важная идеологическая борьба, — анализирует Ален Брюнель. — Мы не бесполезны! Мы здесь для того, чтобы сказать, что есть вещи, которые надо расставить по своим местам, даже если мы разные». Многие молодые депутаты ярко проявили себя в медиапространстве благодаря своему политическому здравомыслию и своим боевым качествам, при поддержке более опытных депутатов. Все они являются подтверждением того, что левые силы, вопреки нашествию макронистов и их речам, все ещё присутствуют на арене. И воплотить свои идеи в жизнь – это лучший способ подготовить площадку для будущих перемен.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »