LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

УРАВНЕНИЕ СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ

Какова форма и каково будущее у движения Жана-Люка Меланшона?

Какова форма и каково будущее у движения Жана-Люка Меланшона?.. Демократия какого типа, какие особенности, какие отношения с другими левыми организациями?.. Отобранные при помощи жеребьёвки 1000 активистов будут обсуждать эти темы на собрании, которое пройдёт 25 и 26 ноября в Клермон-Ферране.

«Непокорённые» считают себя новым элементом политического пейзажа. Новая организация, новая форма организации, новые способы действия… «Изначально наше движение возникло в силу стечения обстоятельств – выборов», – напоминает Жюлиан Оже. Его товарищи из «Франции непокорённой» (ФН) съехались в 11-й округ Парижа на тренинг по «народному воспитанию», а сам Оже будет рассказывать им об альтернативных способах работы, посредничества и полемики… «С технической точки зрения активист ФН будет делать то же самое, что и активист любой другой партии: распространять листовки, проводить кампании… Следовательно, перед нами стоит вопрос, как можно выделиться на общем фоне», – говорит Жюлиан Оже, который, прежде чем примкнуть к «Франции непокорённой», был членом «Левой партии» (ЛП).

5000 «групп поддержки» и ящик предложений

«ФН ещё только формируется», – говорит Коринн Бюзон, активистка из города Роменвиль. Выбранная по жребию, она примет участие 25 и 26 ноября в собрании «Франции непокорённой» в Клермон-Ферране, на котором предстоит продолжить дальнейшее конструирование этого молодого движения, основанного Жаном-Люком Меланшоном.

Всё содержание «ящика предложений» (форума активистов на интернет-сайте ФН), которое будет обнародовано на этом собрании, – это попытка дать определение движению, не желающему быть партией. ««Франция непокорённая» – это движение, а значит, оно не обладает структурами традиционных политических партий, но опирается на 5000 Групп поддержки, разбросанных по всей территории страны. Во время выборов ФН экспериментировала с инновационными формами организации (первое собрание в Лилле, процедура коллективной разработки программы, избирательная комиссия, выбранная по жребию)».

Ссылаясь на предложения, сформулированные активистами, Коринн Бюзон подтверждает «массовый отказ от традиционной организации партийного типа»: «Подавляющее большинство хочет, чтобы «Франция непокорённая» оставалась движением без членских билетов и принимала любую степень вовлечённости и активности каждого непокорённого, какой бы она ни была».

Не меньше 3, но не больше 12

Учитывая поступившие предложения, необходимо проводить «собрания» «Франции непокорённой» один-два раза в год. Придерживаясь принципа децентрализации, движение опирается на базовые структуры – Группы действия (во время президентской кампании их называли Группами поддержки). Они должны быть «сертифицированы», то есть признаны как входящие в ФН. Чтобы считаться сформированными, группы действия должны иметь минимум трёх и максимум двенадцать активистов (больше тоже допустимо). При превышении этого количества они обязаны разделиться, чтобы, как объясняют активисты ФН, «усилить территориальную структуру» движения. Правда, такие положения кое-где принимаются в штыки, поскольку активисты считают, что ограничение числа членов двенадцатью стесняет их свободу действия и устройства на местах. Некоторые усматривают в этом ущемление принципа самоорганизации на местах со стороны руководства движения… В городе Сэт (департамент Эро), где насчитывается четыре группы, налицо разногласия между местными непокорёнными, желающими сформировать своё «сообщество», и национальными органами ФН, отвечающими за «сертификацию» Групп действия (ГД), которые напоминают последним, что «непокорённые одной территории прекрасно могут объединяться для проведения особых точечных мероприятий (…), но не в рамках постоянного муниципального коллектива».

Никаких выборных органов

Одна активистка из 19-го округа Парижа подчёркивала в письме в «ящик предложений», что «ГД обладают лишь внешней автономией, которая ограничивается их раздробленностью и малым числом участников»… Такой формат «ГД» вызовет массу вопросов демократического порядка о функционировании «Франции непокорённой». Группы должны быть сертифицированы центром «координации Групп поддержки» – членом «операционной команды движения». Есть возможность подать через интернет-сайт заявку на участие в этом центре на добровольных началах. Но, поскольку «Франция непокорённая» партией не является, эти органы не избираются. Однако некоторые члены операционной команды пришли из «Левой партии» (ЛП) и большинство из них занималось проведением кампаний на президентских и законодательных выборах. Чтобы оправдать ожидания многих непокоренных, ФН следовало бы создать «вече», состоящее наполовину из членов операционной команды, а наполовину — из активистов, выбранных по жребию…

Несмотря на внутренние споры, движение продолжает сплачивать многих его участников. Таким, например, как инженер Сара, которая вступила в ряды ФН во время президентской кампании, хотя до этого никогда нигде не состояла. Она рассказывает о деятельности её группы в муниципалитете Исси-ле-Мулино и о «контактах с активистами из других политических организаций». «Мы становимся всё ближе и ближе», – говорит она нам во время собрания, посвящённого закону о труде, которое ведёт Мартин Бийар, национальный секретарь ЛП по вопросам экологии. Этим вечером здесь присутствуют также и представители других партий (экологи, коммунисты…).

На самом деле, вопрос взаимоотношений ФН с другими левыми организациями, несмотря на её стремление преодолеть традиционные отношения между партиями, является определяющим для будущего этого движения.

«Это вызывает ярость»

Согласно опросам общественного мнения, глава непокорённых Жан-Люк Меланшон после электорального «сериала» считается главным оппонентом Макрона, опережая и правых, и «Национальный фронт» (НФ). Неудача, постигшая социальные движения после того, как парламентарии возобновили свою работу, вернувшись из отпусков, идет, по словам самого Жана-Люка Меланшона, в плюс президенту. Призывы бывшего кандидата от ФН пройти многотысячным маршем по Елисейским полям остались «гласом вопиющего в пустыне». Сваливая провал этой акции на руководителей профсоюзных объединений, Меланшон таким образом попытался приравнять их к главам «традиционных» левых партий… «Что до меня, то я борюсь за создание коалиций, – заявляет нам Кристин, активистка из Исси-ле-Мулино. – Это вызывает ярость? Ну и пусть! Мы будем продолжать в том же духе». Ситуация на Корсике, где 3 декабря пройдут территориальные выборы, тоже вызывает ярость.

Часть непокорённых острова сделала выбор в пользу альянса с ФКП и другими левыми движениями, заняв при этом первые строчки списка. Жан-Люк Меланшон же назвал этих непокорённых узурпаторами, а ещё употребил словечко «пошлятина». Такая реакция вызывает у некоторых активистов по меньшей мере недоумение… Не будучи готовыми идти на уступки в отношении своей программы, свободы действий и прозрачности своих кампаний на национальном и локальном уровне, непокорённые точно так же не готовы вести диалог и сотрудничать с другими.

Анни, пенсионерка, активистка из Исси-ле-Мулино, выбранная по жребию для участия в предстоящем собрании, утверждает: «Я в ФН потому, что хочу, чтобы мы победили. Для этого надо, чтобы мы (с ФКП, с тем, что осталось от СП…) были способны объединиться. Тогда мы сможем представить своих кандидатов на любых выборах». Тем более что, несмотря на своё доминирующее положение после 20-процентного урожая голосов на президентских выборах, движение Жана-Люка Меланшона ещё очень далеко от того, чтобы сплотить вокруг себя всех левых. Социалисты, покидающие свою партию, пока присоединяются к Бенуа Амону, который пытается заявить о себе как о главной левой силе.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »