LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

СТУДЕНТЫ НАЧАЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ И ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НЕ СОБИРАЮТСЯ

Правительство считало, что история с отбором на факультет закрыта, и что стратегия «свершившегося факта» в очередной раз прекрасно сработала. Не тут-то было

Правительство считало, что история с отбором на факультет закрыта, и что стратегия «свершившегося факта» в очередной раз прекрасно сработала. Не тут-то было. Вот уже в течение двух недель протестные акции против Parcoursup[1] и реформы приёма в вузы, принятой в феврале и с трудом внедрённой в университетах, только множатся. «Оккупация» аудиторий и иные «бессрочные» блокировки «популярны» и «модны» (среди забастовщиков). На каждое из общих собраний, проведённых на этой неделе в Монпелье, Тулузе, Нанси, Париже-1 и Нанте, приходило свыше тысячи студентов, к большому раздражению исполнительной власти, которая уже вынуждена отнестись к ситуации всерьёз (не сделать этого было бы ошибкой). Да, представить себе, какие масштабы может принять в будущем движение факультетов, объединившее студентов и персонал вузов, невозможно, но пока окончания протеста не предвидится.

Конечно, грубый силовой разгон студентов факультета права в университете Монпелье, который произошёл вечером 22 марта и в котором оказались замешаны декан и некоторые преподаватели, произвёл эффект, подобный удару электрошокера. Аналогичные случаи, связанные с нападением ультраправых групп, произошли в Лилле и Париже-1, после чего движение, которое выступало против Parcoursup и установления системы отбора при поступлении на бакалавриат, в том числе с введением «листов ожидания» по каждой специальности, приняло особый размах. По информации Национального союза студентов (UNEF), такая динамика имеет несколько причин. «Теперь студенты более чётко осознали селективную логику Parcoursup, а также горят желанием выступить против любой формы насилия, которая могла бы помешать им мирно демонстрировать свое несогласие», – подчёркивает председатель профсоюза Лила Ле Бас. С одной стороны, ситуация в обществе (забастовки железнодорожников и борьба за защиту государственного сектора) стимулирует студенческое движение, с другой — непреклонность правительства только усиливает напряжение.

Беспокойство правительства

Министр высшего образования Фредерик Видаль официально осудила акты насилия в Монпелье и призвала стороны к «примирению». Но для начала диалога фактически отсутствуют условия. Напротив, в последние дни власти практически одобрили вмешательство полиции, например, в Бордо, Дижоне или в Страсбурге, где в среду вечером около ста студентов, занявших аудиторию в здании университета, были выгнаны оттуда с применением силы представителями правопорядка. «Примирение», говорите? Правительство пытается дискредитировать протестное движение и на словах, постоянно называя его движением «ничтожного меньшинства», пляшущего под дудку «ультралевых». Именно так выразился в четверг на «France Inter» премьер-министр Эдуар Филипп, описывая, сгущая краски, «фотографии разгромленных и разрисованных граффити аудиторий»… Короче говоря, битва общественного мнения в самом разгаре.

И это вызывает у правительства всё большее беспокойство, точнее сказать, некоторую нервозность. «Оно знает, что одновременные выступления  железнодорожников и университетов могут создать опасную расстановку сил, особенно из-за того, что у студентов более радикальная манера действий и поддерживать порядок среди них сложнее», – говорит Жюли Ле Мазье, преподаватель университета Париж-XIII, специалист по студенческим движениям. С её точки зрения, говорить о движении «меньшинства» неправомерно: «У студентов нет права на организованную забастовку, поэтому сложно установить, сколько человек из них поддерживают протесты, а сколько высказываются против этого… Точно лишь одно: количество участников общих собраний, достигшее в Монпелье 3000 человек, очень велико и приближается к цифрам, зафиксированным во время конфликта из-за CPE.[2] Разница на данный момент состоит в том, что грандиозных манифестаций на улицах пока нет». Неужели они скоро будут? В любом случае нет никаких причин полагать, что движение скоро затухнет.

Преподаватели отказываются производить отбор

Во вторник профсоюзное объединение, в которое входят противники закона Видаль, планирует организовать новый протестный день, а 19 апреля провести ещё один – межпрофессиональный. Однако существует мнение, что за это время хаотическое применение методики Parcoursup на факультетах продолжит оказывать негативный эффект, в частности, среди преподавателей. «Преподаватели считают, что причиной роста движения в университетах является необъективность, заложенная в этой реформе», — подчёркивает Эрве Кристофоль, генеральный секретарь Snesup-FSU (Французский национальный профсоюз высшего образования).

Многие из преподавателей, которые, начиная со среды, должны приступить к классификации досье учащихся выпускных классов, желающих попасть на их факультет, отказываются участвовать в этой «селекции», навязанной им платформой Parcoursup. Как? Или не создавая комиссий по рассмотрению заявок, или отвечая «да» всем кандидатам и классифицируя их всех как первых… «Правительство просит нас делать за него грязную работу, выбирая тех, на кого падёт счастливый жребий, а на кого – нет, а так быть не должно», – заявила на «France Inter» Софи Жале, преподаватель университета Париж-I Пантеон-Сорбонна. Провести классификацию десятков тысяч кандидатов вручную, c индивидуальным подходом, как обещает правительство, – это не что иное, как запудривание мозгов. «В конечном итоге эту классификацию сделают программы и алгоритмы на основании замечаний, которые дают лишь иллюзию объективности, – подчёркивает Эрве Кристофоль. – Эта система будет глубоко неравноправной и несправедливой». Именно поэтому движение сопротивления, к которому призвал Snesup-FSU, распространяется с быстротой молнии. В прошлую среду профсоюз озвучил список из 70 департаментов и UFR (профессионально-исследовательских единиц), возражающих против такой замаскированной селекции. К ним присоединяются университеты Бордо-Монтень и По.

Профсоюзы полагают, что гнев лицеистов, студентов и членов их семей может всё нарастать. Процесс на Parcoursup будет идти вплоть до сентября. Однако система высшего образования в новом учебном году должна принять дополнительно еще 40 000 старшеклассников, а государство создаёт только 20 000 мест. Чуда не произойдёт. Будет столько же, если не больше, «неправильных» студентов, сколько было в прошлом году. И поэтому через какое-то время на факультетах оформится очередное возмущение.

Лоран Мулу


[1] Онлайн-платформа, предназначенная для сбора и обработки заявок будущих студентов на обучение в государственных вузах Франции – прим. ред.

[2] Договора первого найма – прим. ред.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »