Макрон, кажется, готов на всё, чтобы не допустить появления в вечерних новостях кадров о нехватке топлива на заправочных станциях. С первого дня начала забастовки водителей грузовиков, которые таким образом выражают свой протест против указов президента, власти предпринимали попытки сорвать проведение этой акции. Однако по сообщениям профсоюзов ВКТ и «Рабочая сила», выступивших инициаторами проведения протестных мероприятий по всей стране, работники транспорта хорошо подготовились и в ночь с воскресенья на понедельник осуществили попытку заблокировать доступ к нефтехранилищам. Операции «Улитка»[1] были проведены на окружной дороге г. Кан и автодороге А 1, одной из самых загруженных трасс в Европе, существенно замедлив движение по этим магистралям. Акции протеста также были проведены вблизи городов Аррас, Руан, Бордо, Ля Рошель, Лион, Марсель и Сен-Назер.
«Вначале нам удалось заблокировать 35 % дорог, что является прекрасным результатом, но правительство, точно так же как Саркози в 2002 году, выставило против нас отряды специального назначения, которые были практически повсюду», — подводит итог Жером Верите, генеральный секретарь ВКТ работников транспорта. Эвакуации, пусть и «прошедшие в основном спокойно», как сообщает Жером Верите, тем не менее усилили гнев и решимость бастующих. «Впервые у меня грозились отобрать водительское удостоверение за то, что я принимаю участие в забастовке!», — возмущается Санди Пенн, член федерального бюро ВКТ работников транспорта. Пенн рассказывает, что в департаменте Нор полицейские оказывали давление на дальнобойщиков, принимавших участие в операции «Улитка», угрожая «отправить их транспортные средства на штрафстоянку». Аналогичная ситуация сложилась и в районе города Кан, где генеральный секретарь ВКТ работников транспорта Нижней Нормандии объяснял вчера перед микрофоном телеканала France 3: «То, что произошло этим утром, то, что с нами обращались как с людьми второго сорта, как нас оттесняла вооружённая полиция (…) с двумя собаками, которые были готовы наброситься на нас… впервые за всё время, что я нахожусь на этом посту, были применены подобные методы».
Везде полиция применяла силовые методы
«Президент Макрон и премьер-министр выбрали конфронтацию и антипрофсоюзные репрессии. Массовая мобилизация сил правопорядка для эвакуации пикетов, угрозы и запугивания, — был использован весь арсенал репрессивных методов для того, чтобы попытаться нейтрализовать протестное движение и представить ситуацию как «нормальную»», — выступил с открытым осуждением действий властей в своём заявлении для прессы национальный секретарь ФКП Пьер Лоран. В субботу, ещё до того, как прибегнуть к полицейским силовым методам, правительство выпустило распоряжение, позволяющее перевозчикам нефтепродуктов, якобы для обеспечения поставок топлива, временно отступать от правил в том, что касается времени вождения и отдыха. Точнее — увеличить на два часа рабочее время тех, кто не участвует в забастовке, чтобы сорвать акцию.
Применяемые на практике методы особенно контрастируют с так называемой позицией диалога, демонстрируемой правительством перед камерами. «Водители грузовиков выражают серьёзную обеспокоенность, необходимо, чтобы им предоставили гарантии», — заявил вчера на радио RMC («Monte Carl) и на BFM TV пресс-секретарь правительства Кристоф Кастанер. В попытке потушить разгорающийся пожар, правительство предложило профсоюзам дорожного транспорта встретиться в четверг.
Несмотря на повсеместное силовое вмешательство полиции, дальнобойщики не опускают руки. «Мы останемся столько времени, сколько потребуется, пока Макрон не отзовет свои указы», — так заявил агентству Франс-Пресс Фабьен Дотан, представитель ВКТ работников транспорта в департаменте Жиронда. «Мы попытаемся спланировать и другие виды акций», — говорит Паскаль Боден, заместитель секретаря «Рабочей силы» работников транспорта в департаменте Атлантическая Луара, после неудачи с блокированием бензовозов, выезжающих с нефтеперерабатывающего завода в г. Донж. «У нас есть запасные варианты, бой будет очень жарким!», — предупредил Эрван Прод, руководитель ВКТ в том же департаменте. Вчера, во второй половине дня, повсюду должны были пройти собрания забастовщиков для того, чтобы решить, как будет развиваться движение. Работники транспортной отрасли боятся, что реформа Трудового кодекса повлечёт за собой усиление социального демпинга со стороны субподрядчиков, у которых может возникнуть искушение поучаствовать в гонке предложений на самую выгодную цену, в частности, отменив премиальные надбавки, чтобы снизить тарифы и завоевать рынки своих заказчиков.
[1] Блокировка ряда промышленных объектов и шоссе — прим. ред.