«РАФАЛЬ» ПРОТИВ F 35, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВОПРОС

F-35 «Локхида Мартина», главная достопримечательность последнего авиасалона в Ле Бурже, является уникальным воплощением противоречий, присущих оборонной политике стран Европы.
F-35 «Локхида Мартина», главная достопримечательность последнего авиасалона в Ле Бурже, является уникальным воплощением противоречий, присущих оборонной политике стран Европы.

F-35 «Локхида Мартина», главная достопримечательность последнего авиасалона в Ле Бурже, является уникальным воплощением противоречий, присущих оборонной политике стран Европы. Американское конструкторское бюро действительно может завоевать все авиарынки европейских стран, ещё больше усилив американскую опеку над иностранной политикой стран Евросоюза.

Это был гвоздь сезона на последнем авиасалоне в Ле Бурже. Истребитель-невидимка «пятого поколения» американского «Локхид Мартин», знаменитый F-35, произвёл фурор. С особенным, легко узнаваемым на фоне парижского неба силуэтом, F-35 является воплощением противоречий, присущих оборонной политике европейских стран.

Эммануэль Макрон, новый президент Франции, взял на себя обязательство довести оборонный бюджет до 2% от ВВП (требование НАТО), чтобы противостоять «новым угрозам». А это значит, что французский бюджет на оборону увеличится на 40 %. По мнению промышленников, этот рост положительно повлияет на французскую экономику с точки зрения «веса» оборонной промышленности в стране. Может быть, это верно для Франции, а для остальных? Если французская оборона действительно покупает французское, то в других европейских странах дела обстоят иначе. Конечно, будет иметь место покупка оборудования, так как порог в 2% является также предметом коллективного обязательства 28 государств-членов НАТО, озвученного в сентябре 2014 года в ходе саммита в Ньюпорте (страны-члены НАТО намерены достичь этой цифры к 2025 году). Миллиарды и миллиарды, из которых немалая часть в конечном счёте пойдёт на закупку оборудования у «дяди Сэма».

F-35 – «троянский конь»

Заказы на знаменитый F-35 идут один за другим, включая те европейские страны, чей стареющий воздушный флот нуждается в обновлении. Вслед за Великобританией, Италией, Нидерландами, Данией, принимавшими участие в проекте «Локхида» с самого начала, пришла очередь Норвегии, Бельгии, Финляндии, Испании, Греции, Польши и Румынии интересоваться самолётом «Локхида Мартина». Даже Германия заглядывается на F-35, как следует из сообщения агентства «Reuters» в мае 2017 года. При том, что Германия является частью консорциума четырёх государств, который создал «Еврофайтер Тайфун» четвёртого поколения (конкурент F-35). Но почему же тогда такой успех? Разве F-35 менее дорогой и имеет лучшие характеристики, чем его конкуренты? Стоимость этой программы для американского оборонного бюджета уже превысила 400 миллиардов долларов. И сумма не перестаёт увеличиваться, ибо речь идёт о самой дорогой в американской истории военной программе.

Чтобы быть полностью эффективным, F-35 должен развиваться в 100% американской среде.

Конечно, стоимость одной единицы сегодня снижается (примерно 100 миллионов долларов или 87,6 миллионов евро), но по-прежнему ощутимо превосходит стоимость, к примеру, одного «Рафаля» (80 миллионов евро). И при этом также встаёт вопрос о стоимости технического обслуживания. Для Счётной палаты в 2013 году стоимость поддержания в условиях эксплуатации одного «Рафаля» составляла в среднем 14 000 евро за один час полёта… в сравнении с 21 000 евро за час полёта F-35, по данным бюро Пентагона по расчёту стоимости и оценки военных программ.

Эволюционирующий «Рафаль»

Имеет ли F-35 превосходство в военном плане над своими конкурентами? Для специалистов ответ определённо «нет». По крайней мере, на сегодняшний день. Конечно, «Еврофайтер», задуманный как перехватчик, сталкивается с трудностями при преобразовании в самолет, способный к наземным атакам, а шведский «Грипен», оборудованный одним двигателем, не обладает той же способностью наносить глубокие удары. Но как насчёт «Рафаля»? Самолет компании «Дассо», существующий в трёх моделях, в числе которых морской «Рафаль», созданный для авианосного базирования, может похвастаться, по мнению специалистов, замечательными характеристиками для 10-тонного самолёта. Французское авиаконструкторское бюро представило в 2014 году новую версию этого самолёта, укомплектованную 6-ю управляемыми бомбами AASM («Sagem»), 4-мя ракетами класса «воздух-воздух» «Mica» (MBDA), 2-мя ракетами большой дальности «Meteor» (MBDA). Эта версия позволяет сохранять относительную автономию благодаря трём подвесным топливным бакам по 2000 литров. А его комплектация двумя турбореактивными двигателями M88-4 E («Snecma») позволяет нести полезный груз 14 тонн. Ещё одно преимущество «Рафаля» также в том, что при его разработке была учтена способность к эволюции.

С момента своего создания, самолет компании «Dassault Aviation» был модернизирован и недавно получил разрешение на стандарт F 4. На сегодняшний день он располагает новой модернизацией, отвечающей стандарту F 3R, развивающемуся с 2014 года. Эти модернизации в целом основаны на интеграции нового оборудования (радара последнего поколения, узлов подвески для вооружения, ракет и т. д.), что позволяет самолёту выполнять все задачи, стоящие перед авиацией: постоянная боевая готовность и безопасность территорий, демонстрация силы для внешних боевых операций, глубокие удары, поддержка с воздуха наземных войск, разведка, подготовка пилотов и ядерное сдерживание. Наконец, самое главное преимущество «Рафаля» состоит в том, что он может осуществлять одновременно самые разнообразные задачи, не требующие изменения конфигурации, в противоположность классическим многозадачным самолетам. Вот почему компания «Dassault» представляет свой самолет как «avion omnirole» (способный к выполнению всех задач самолет).

Трамп требует увеличения оборонного бюджета стран-членов НАТО… которые покупают американское

Тогда почему такой повальный спрос на F-35? В интервью журналу «Challenges» в апреле 2016 года генеральный директор компании «Dassault Aviation» Эрик Трапье раскрыл один из ключей к американской стратегии в области вооружений и, в частности, авиационного оборудования: НАТО. «Вы делаете взносы в НАТО, а промышленный «ответ» полностью происходит в США. Это порочный круг: США не передают технологии, и вы отказываетесь зависимыми от них, так как у вас больше нет технологических средств развивать ваше собственное оборудование», – объяснял он. Показав таким образом, что, выйдя за рамки военного союза, НАТО превратилось в коммивояжера, продающего в Европе оборудование, произведённое в Америке. С самого начала, как только появилась идея о создании F-35, американское правительство решило сделать из него настоящего «троянского коня». В начале 2000 годов, путём двусторонних соглашений, оно сделало своей мишенью европейские государства, желая, чтобы они приняли участие в программе, и уменьшив таким образом их влияние на процесс принятия решений. Это «сотрудничество» предоставляло Соединённым штатам новые источники финансирования, а следовательно и возможность разделить стоимость, и его преимущество состояло главным образом в том, чтобы на длительные сроки ослабить бюджет на научные исследования и развитие стран, подписавших соглашение. Так как стоимость производства F-35 увеличивалась, вложения этих государств составили значительную часть их собственного оборонного бюджета.

И это ещё не конец, так как для того, чтобы быть полностью эффективным, аппарат, принадлежащий бюро «Локхид Мартин», должен эволюционировать в полностью американском окружении: системы управления и атмосферного контроля, включая дроны, сателлиты и другие боевые самолёты типа F-22 и F-18. Становится понятно, почему НАТО настаивает на увеличении оборонного бюджета стран – членов НАТО. Цель отныне – сверхвооружить бывшие страны Восточной Европы, чтобы противостоять России. Выбор F-35 может, таким образом, нанести фатальный удар по авиационной индустрии европейской обороны.

И когда президент Макарон поздравляет себя с тем, что Европейский совет одобрил создание общего европейского фонда на оборону, появляется один важный дополнительный вопрос: о какой дипломатии и о какой автономной оборонной политике в масштабах Европы может идти речь, если сама возможность этого находится в прямой зависимости от доброй воли «Дяди Сэма»?

На ту же тему

Левые и 2022 год: общество ждёт объединения
Тесты на коронавирус: быстрее, но с менее...
Отвратительные граффити и адская мелодия «левацкого исламизма»
Восток Франции накрыла вторая волна эпидемии