LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Полиция повседневной охраны общественной безопасности (PSQ), создание которой, обещанное Макроном во время избирательной кампании, названо одной из главных задач пятилетки и возведено в ранг приоритета бюджетной политики на 2018 год, начнёт «проходить обкатку» с января 2018 года.

Полиция повседневной охраны общественной безопасности (PSQ), создание которой, обещанное Макроном во время избирательной кампании, названо одной из главных задач пятилетки и возведено в ранг приоритета бюджетной политики на 2018 год, начнёт «проходить обкатку» с января 2018 года, по прошествии месяца напряжённых согласований. Глава государства хочет также сделать PSQ инструментом «новой базовой доктрины общественной безопасности на годы вперед». Имя ей – бдительное общество.

В секторе охраны правопорядка возникла большая напряжённость, подогреваемая периодически повторяющимися актами полицейского насилия и произвола, знаковым примером которых была история Тео[1]. Атмосфера в рядах работников правоохранительных органов нездоровая: с начала года 62 полицейских и жандармов свели счёты с жизнью. В этой нелёгкой ситуации, спустя четырнадцать лет после ликвидации участковой полиции («polprox»), Эммануэль Макрон торжественно учредил Полицию повседневной охраны общественной безопасности (PSQ). Он считает это одной из великих реформ своей пятилетки.

С 15 ноября 250 000 полицейских и жандармов трудятся над опросником, содержащим несколько вариантов ответов, цель которого – определить, какой она будет, эта PSQ. После 20 декабря данные будут проанализированы, но ещё раньше министр внутренних дел соберёт депутатов, представителей профсоюзов, префектов и всех тех, кто как-либо причастен к этой проблеме. Таким образом, очертания нового подразделения полиции должны обрести чёткость во время новогодних и рождественских каникул.  PSQ начнёт «проходить обкатку» в январе 2018 года в пятнадцати городах, выбранных из тридцати городов-претендентов.

Слишком быстро, полагают профсоюзы и местные депутаты, с сомнением относящиеся к надёжности концепции, о разработке которой министр внутренних дел объявил 28 октября в Ля Рошели. «А ведь это представляется как главная задача», – подчёркивает социолог Кристиан Муанна, директор Центра социологических исследований в сфере права и пенитенциарных учреждений (CESDIP).

Опережая законные вопросы относительно PSQ, министр внутренних дел обещает, что это будет «полиция конкретно ориентированная, включённая, лучше экипированная». До конца 2018 года, по словам Жерара Коломба[2],  PSQ получит 30 000 транспортных средств, 60 000 пуленепробиваемых жилетов и 115 000 планшетных компьютеров, и она не будет участковой полицией нового розлива. Эммануэль Макрон и Жерар Коломб настаивают на этом, чтобы успокоить тех представителей правого крыла, которые постоянно обвиняют полицию в нерадивости и называют «старой причудой левых», как твердит Эрик Сиотти, депутат-республиканец от департамента Приморские Альпы. ««Polprox» – слово-табу. Мы не имеем права произносить это слово», – сказал 19 ноября газете JDD («le Journal du Dimanche») Эрик Морван, новый генеральный директор национальной полиции (ГДНП), предпочитая словосочетание «полиция на расстоянии вытянутой руки». Все трактуют аббревиатуру PSQ по-разному. Одни критикуют «появление очередных клонов социальных работников», другие настаивают на том, чтобы «местная полиция была скорее превентивной, нежели репрессивной». Некоторые даже выступают за «восстановление участковой полиции», это внесли в свой законопроект сенаторы-коммунисты. Но слова не так уж важны, ведь запрос реально существует. Сидящий на вершине иерархической пирамиды ГДНП сожалеет (на страницах все той же JDD) о том, что «в последние годы полиция видоизменяется, превращаясь в полицию чрезвычайного реагирования», и утверждает, что хотел бы следовать «логике превентивности, урегулирования конфликтов, удовлетворения ожиданий населения».

Марк Ля Мола, бывший полицейский из бригады по борьбе с преступностью (BAC) Марселя, говорит о том же, когда ратует за «возвращение к базовым принципам, где есть «просто» полиция, изначальная, которую можно чаще видеть на улицах, которая знает свой сектор и способна наладить связь с населением». Он сожалеет о закрытии комиссариатов, сделавшем ситуацию в Марселе «катастрофической», и считает, что необходимо вернуться к «территориальной сети и адекватным группам, чтобы новым бригадам не пришлось пожинать плоды упущений более чем десяти последних лет». Изношенное и устаревшее имущество государственной полицейской службы, бюджет, при котором полиция не в состоянии выполнять свои функции… Как справиться с таким тяжёлым наследием? «Покончить с ориентированностью на результат, с этими патрулями, вызывающими тревогу, с политикой грубой силы, с бесконечными протоколами. Людям требуется совсем не это, – отвечает Ив Лефевр, генеральный секретарь профсоюзного Блока SGP-FO. — Нужна полиция «общего назначения», что-то вроде полиции-неотложки, важнейший сегмент, брошенный на произвол судьбы». От реформы Макрона он ждёт также «начала работы по полной реорганизации целей полиции и рабочего графика». Александр Ланглуа из профсоюза полицейских Vigi CGT полагает, что «реформировать надо саму сисиему, так как именно она является источником проблем». «А главное, — добавляет он, — надо задать себе самый важный вопрос, который, отсутствует в дискурсе главы государства: для чего нужна полиция?»

«PSQ будет нужна для борьбы против всего, что порождает чувство неуверенности в своей безопасности и создаёт образ бессильного общества», – разъясняет Эммануэль Макрон. Для этого надо будет предоставить в её распоряжение «экстренные средства наказания, а на некоторых территориях – право на привлечение к судебной ответственности». «Поэтому, — заявляет глава государства, — реформы уголовного судопроизводства и системы правосудия будут проходить одновременно с учётом задач полиции». Иначе говоря, речь идёт об упрощении судебного преследования, чтобы облегчить работу полиции, как говорят на площади Бово.[3] Что означает — ещё больше поразить граждан в правах и ослабить их защиту.

Доносительство как часть повседневной жизни

Тех самых граждан, которых просят, что парадоксально, «взять заботу о своей безопасности в свои собственные руки», как объявил 18 октября в Елисейском дворце глава государства, выступая перед 500 представителями органов правопорядка. В своей «программной», по его же определению, речи, Макрон указал, что всячески приветствует «развитие бдительного общества, которое бы понимало, что государство отныне не единственный гарант его безопасности. (…) И для выявления угрозы роль каждого имеет значение». «Узаконив» чрезвычайное положение, Эммануэль Макрон приступил к организации бдительного общества, в котором поддержание порядка будет входить не в исключительные функции государства, а в функции граждан и частных добровольческих отрядов. Так и рождается, по мнению философа Михаэля Фусселя[4], авторитарное либеральное государство.

Дидье Фассен[5], преподаватель общественных наук, Институт перспективных исследований, Принстон, США.

«Мы не вышли из чрезвычайного положения, потому что основные меры, несовместимые с правовым государством, которые при нём позволялись, в частности в области полицейских полномочий, были введены в обычное законодательство. Таким образом, исключение стало правилом, что вызывает тревогу. Говорить о бдительном обществе – значит хотеть всеобщего распространения недоверия, слежки и страха, которые, как известно, хороши лишь для того, чтобы ещё больше подчинить граждан государственной власти, а главное – усилить социальное размежевание, поскольку подозрительность направлена только на определённые категории населения. Ту бдительность, в которой нуждается наше общество, надо прежде всего проявлять в отношении нарушений фундаментальных прав, совершаемых государством».


[1] История Тео: речь идёт об инциденте с 22-летним Теодором Люака (Тео), которого арестовали и изнасиловали 2 февраля 2017 года в квартале Роз-де-Ван города Ольне-су-Буа, департамент Сен-Сен-Дени.

[2] Министр внутренних дел Франции- прим. ред.

[3] Где расположено Министерство внутренних дел – прим. ред.

[4] Автор книги «Etat de vigilance. Critique de la banalite securitaire». Изд-во Seuil.

[5] Автор книги «la Force de l’ordre. Une anthropologie de la police des quartiers». Изд-во Seuil.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »