LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ИЛИ ПРОСВЕЩЕНИЕ — КАК ПОБЕДИТЬ ФАЛЬШИВЫЕ НОВОСТИ?

Преподавателя информационных и коммуникационных наук Дивину Фрау-Мейз (Сорбонна) недавно назначили членом комиссии экспертов ЕС по фальшивым новостям.

Интервью осуществлено Мари Барбье

Преподавателя информационных и коммуникационных наук Дивину Фрау-Мейз (Сорбонна) недавно назначили членом комиссии экспертов ЕС по фальшивым новостям.

Эксперт Дивина Фрау-Мейз не разделяет идеи Эммануэля Макрона бороться с ложными новостями во время выборов путём привлечения к ответственности их распространителей. По её мнению, решать эту проблему надо постепенно, начиная с профессионального образования работников СМИ, и вплоть до открытия публичного интернет-сервиса.

Мари Барбье: Проект закона о борьбе с фальшивыми новостями – хорошая, но фальшивая новость?

Дивина Фрау-Мейз: Да, как и все законы о свободе слова! Скорее всего, этот законопроект воспримут в штыки и политики, и журналисты – всё скептически настроенное общество. Принимать законы во Франции – значит не понимать трансграничной сущности интернета, зная, что на американской юрисдикции, где находятся почти все основные источники фальшивых новостей, это никак не отразится. Что будет в этом законе? Наказание в виде штрафа или тюремного заключения каждому, кого уличат в распространении фальшивок. А это не что иное, как ограничение свободы слова и самовыражения. Такие меры могут остановить и лжецов, и тех, кто способен распространять достоверную информацию. Тут есть и свои нюансы. Будет ли предусмотрено наказание для тех, кто комментирует новости в чатах? Распространение информации – это явление трансграничное, продиктованное самыми разными намерениями. Любые законы здесь, как мне кажется, будут слишком агрессивными и убийственными для свободы. Попытки законотворчества в этой сфере говорят о бессилии государственной власти перед цифровыми технологиями и непонимании их сущности.

Мари Барбье: Что такое фальшивые новости?

Дивина Фрау-Мейз: Это лишь небольшие ростки, за которой скрывается дремучий лес всей дезинформации, гуляющей по интернету. Проще говоря, существует два вида тлетворных фальшивок. Первый вид – это коммерческие новости, в основном американские. В США давно поняли, чтo именно людям приятно слышать («хоть врёшь, но приятно»), что новости, даже самые фальшивые, — это хорошая реклама. А на Youtube и Facebook можно к тому же неплохо заработать. Второй вид – идеологические подкидыши, суть пропаганда. Распространяют её не из Франции.

Мари Барбье: Что вы посоветуете?

Дивина Фрау-Мейз: Нам не хватает пространства для обмена, некоего ресурса, который позволил бы привлечь к дискуссии и к размышлению всех игроков. У Франции, демократической республики, уже есть набор инструментов: высший совет телерадиовещания (CSA) – для контроля аудиовизуальных средств информации, работающих в эфире; Национальная комиссия по информации и свободам (Cnil) – для защиты частной жизни; законы, карающие за клевету и т.д. Чего нет, так это органа, который координировал бы все эти надзорные инстанции. Без координации каждая из них сидит в своём тереме, или, лучше сказать, бункере. Национальный совет по цифровым технологиям (CNNum) сейчас переживает кризис (23 из 30 его членов подали в отставку в знак протеста на исключение из состава Совета Рохайя Дьялло – прим. ред.).[1] Почему бы не воспользоваться этим шансом и не создать настоящий национальный комитет по цифровой этике, не зависящий от правительства? Остановить распространение лженовостей помогут (в качестве предупредительной меры) профподготовка журналистов и просвещение граждан. Нужно идти в школы, разъяснять, что такое ложная информация в СМИ, повышать медиакомпетентность граждан, выделять для этого ресурсы. Журналистам в процессе обучения нужно впитывать неприятие ложной информации, усваивать навыки борьбы с заведомой ложью так, чтобы защитить себя и других в своей деятельности и, более того, восстановить доверие к себе в обществе. Самые злостные распространители лжи – классические СМИ, это общеизвестно. По-настоящему решить эту проблему можно лишь медленно, путём просвещения. Если уж расставлять приоритеты и вкладывать средства, то в первую очередь в повышение медиакомпетентности и создание действенного публичного интернет-сервиса.

Мари Барбье: как должен выглядеть такой интернет-ресурс?

Дивина Фрау-Мейз: На радио и на телевидении такой публичный сервис уже существует, а в интернете – нет. Сейчас самое время задуматься о том, каким он должен быть. Усадить всех действующих лиц за круглый стол и выработать долгосрочную программу финансирования. Ни Facebook, ни Google, ни Youtube не платят за сервисы, которыми они пользуются и злоупотребляют. Я считаю, что нужно фундаментально решить вопрос финансирования ими настоящего работоспособного публичного интернет-сервиса, включая профессиональную подготовку журналистов, исследователей и воспитание граждан в различении фальши.

Закон «до конца года»

«До конца этого года правительство, возможно, представит проект закона о борьбе с фальшивыми новостями во время выборов, — заявил в четверг пресс-секретарь правительства Бенжамен Гриво. — В законе могут быть предусмотрены такие меры, как обращение в суд в срочном порядке, удаление контента, исключение сайта из поиска, блокировка учётной записи пользователя, вплоть до запрета доступа к веб-сайту».

Фото: Michel Gaillard/REA. Оригинал статьи: https://humanite.fr/medias-plutot-quune-loi-anti-fake-news-un-vrai-service-public-dinternet-648262


[1] Рохая Дьялло – французская журналистка, известная своими резкими обвинениями в расизме в адрес французского государства, а также жёсткой позицией по поводу еженедельника «Charlie Hebdo», возлагая на редакцию ответственность за оскорбления чувств мусульман. В 2017 г. под давлением государства была исключена из состава CNNum из-за противоречивости мнений по поводу её деятельности. – прим. ред.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »