Действительно, в пятницу президент Республики и премьер-министр зачем-то встретились в Елисейском дворце с Франсуа де Рюжи («Вперёд,Республика!») и Жераром Лярше («Республиканцы»), а в ближайшие дни намерены объяснить конкретный смысл своих предложений. Условно весь пакет реформ может быть поделён на три чётких законопроекта: обычный, организационный и конституционный. В итоге на последнем этапе должно остаться порядка тридцати мер. Некоторые из них, например, упразднение Суда Республики и введение частичной пропорциональности, весьма позитивны. Другие же внушают немалое беспокойство, в частности, сокращение на 30 % числа парламентариев и ограничение права на внесение поправок. Это может свести роль оппозиции в Национальной ассамблее практически к нулю.
Правительство не хочет доводить дело до референдума
Если председатель Сената Жерар Лярше первоначально сделал вид, что решительно возражает против такого изменения конституции, то после определённых «жестов» правительства, в частности введение пропорциональной системы в парламентские выборы, существенно смягчил свои взгляды. На самом деле правые «Республиканцы» отчаянно противятся обещанию президента Макрона, сделанному им ещё во время избирательной кампании, ввести вилку от 10 % до 25 %.[1]
Да, пятничная встреча не стала «итоговой» по причине отсутствия согласия в вопросе о пропорциональной системе, которую собираются внедрить в парламентские выборы. Но Елисейский дворец заявил, что ведутся работы «над переходными шагами», отметив «очень конструктивную динамику» в переговорах с Жераром Лярше. Иначе говоря, правительство собирается пойти на уступки в вопросе о минимальном размере пропорционального представительства (10 %) в обмен на поддержку остальной части реформы.
Договорённость с главой Сената (пусть даже негласная) может позволить правительству не доводить дело до референдума. «Макрон заключает сделку с правыми – будущим нашей демократии. «Вперёд!» почти всё уладили с председателем Лярше по институциональной реформе. Мы в течение нескольких недель кричим на всех углах о торге между председателем Сената и правительством», – заявили в коммюнике парламентарии-коммунисты, настаивающие на необходимости «посоветоваться с народом, согласно статье 89 Конституции Франции». Первый секретарь СП Оливье Фор выразил глубокое сожаление о том, что Франсуа де Рюжи «прогибается сам и подчиняет возглавляемую им Ассамблею исполнительной власти». Андре Шасень, лидер группы депутатов-коммунистов в Ассамблее, горячо воспротивился «этому в высочайшей степени президентоцентристскому сдвигу с чертами технократуры»: «Дружескому междусобойчику не удастся лишить суверенный народ [права] в качестве крайнего средства высказать своё мнение об этой важнейшей реформе».
Идея «квотирования количества поправок», которая тревожит всю оппозицию, может быть забыта, так что противники конституционной реформы могут спать спокойно. В этом заключается также и цель соглашения с правым крылом Сената: уступить в вопросе о введении пропорциональной системы, чтобы впоследствии принять меры по снижению количества парламентариев. «Однако последствия сокращения количества депутатов могут оказаться тяжёлыми для демократии в целом», – считает Жан-Франсуа Керлео, старший преподаватель публичного права. В статье, опубликованной в «le Monde», он указывает на то, что «помимо утраты плюрализма мнений, сокращение количества депутатов означает ограничение учёта территориального разнообразия Франции».
Мод Верньоль
[1] Несогласие возникло по поводу верхнего порога в 25 % — прим. ред.