На этот раз критика исходила не от общественных организаций, не от левых депутатов и не от профсоюзов, а от самой Организации Объединённых Наций. В среду два специальных докладчика, представлявших ООН, поделились своей тревогой относительно проекта нового антитеррористического закона, который обсуждался на этой неделе в Национальной ассамблее. Документ, согласно которому с 1 ноября 2017 года чрезвычайное положение, введённое во Франции после терактов 13 ноября 2015 года, срок которого истекает 1 ноября 2017 года (после шестикратного продевания), получит своё продолжение в виде внесения большинства его пунктов в общеуголовное право, подвергся весьма суровой критике. «Внесение полномочий, действующих при чрезвычайном положении, в рамки общеуголовного права серьёзно угрожает неприкосновенности защиты прав человека во Франции как в сфере борьбы с терроризмом, так и в более широком смысле», – пишет Фионнула Ни Аолайн (Ирландия) в коммюнике, распространённом Советом по правам человека ООН. Её коллега Мишель Форст (Франция), со своей стороны, опасается того, что принятие этого закона скажется на работе защитников прав человека во Франции.
В письме от 22 сентября 2017 года, направленном правительству Франции, Фионнула Ни Аолайн перечисляет те положения, которые, с её точки зрения, угрожают основным правам человека: доступу к правосудию, свободе передвижения, мирных собраний и объединений, а также свободе слова, религии и убеждений.
Как подчёркивают оба эксперта ООН, ограничения гражданских свобод, свойственные чрезвычайному положению, не могут являться частью общеуголовного права и таким образом стать постоянными. «Продолжительность чрезвычайного положения должна быть ограничена по времени, постоянно пересматриваться и отвечать критериям необходимости и пропорциональности», – настаивает Фионнула Ни Аолайн, которая также озабочена расплывчатой формулировкой некоторых положений, касающихся «терроризма» и «угроз национальной безопасности».
Глухое к критике, дружное президентское большинство в Парламенте продолжило на этой неделе голосование по статьям «антитеррористического» закона. После принятия положения о домашнем аресте, одобренного во вторник вечером, в ночь со среды на четверг получила поддержку большинства ещё одна знаковая мера – административные обыски. Переименованные в «домашние визиты», они теперь санкционируют «изъятие документов, предметов или данных» и остаются в ведении префекта, в отличие от обысков, проводимых по судебному ордеру. Единственная уступка: на них должно быть получено согласие судьи по вопросам свободы и заключения под стражу суда высшей инстанции Парижа после уведомления прокурора Парижа. Согласие весьма гипотетическое: для того, чтобы вынести своё заключение, магистрат сможет опираться только на подозрения полицейских. Именно этот пункт не преминул отметить депутат Себастьян Жюмель (ФКП), по мнению которого, власть судьи, располагающего совсем небольшим объёмом информации, будет чисто «теоретической». Алексис Корбьер (ФН) раскритиковал статью, которая «затрагивает наши общественные свободы, если кто-то вламывается в 6 часов (утра) к твоим согражданам на основании приблизительных фактов». Такие обыски, как и домашний арест, будут находиться под парламентским контролем вплоть до 2020 года, когда вопрос об этом будет пересмотрен заново, благодаря поправки социалистов, изначально предполагавшей более широкий контроль, ограниченный, однако, большинством. В четверг вечером депутаты должны были закончить изучение текста законопроекта, заодно рассмотрев вопрос о расширении возможностей временного контроля в районе пограничных зон (ещё один пункт (дополнительно к другим), вызывающий серьёзное беспокойство у всех правозащитников).