Одна за другой звучат «дифирамбы», сливаясь в единый мотив. С одной стороны, Эмманюэль Макрон исполняет «Оду радости», умножая пламенные и восхитительно-бессодержательные высказывания о Европе. С другой стороны, европейские руководители, от Еврокомиссии до кресел глав государств и правительств, не скупясь, расточают похвалы в адрес нового президента Французской республики. Что же стоит за этими мизансценами? И те, и другие приветствуют идеальную преемственность, не выходящую за рамки уже существующих договоренностей (это в контексте давления на греческого правительства, обвиняемого в желании выйти из режима строгой экономии, и, в особенности, после победы Brexit на референдуме в Великобритании).
Фактически, в сфере европейских вопросов Макрон, прежде всего, позиционирует себя, как хорошего ученика, старающегося применить на практике «рекомендации», исходящие от Еврокомиссии в рамках «европейского семестра»: процесс наблюдения за контрреформами, касающимися трудового законодательства, налогообложения и ограничения социальной защиты, в особенности по вопросам безработицы. В некотором роде он опережает все ожидания европейских руководителей.
Итак, похоже, что при Макроне речь пойдёт скорее не о том, как изменить Евросоюз, а о том, как изменить всё во Франции. Янис Варуфакис, поддерживавший нового французского президента, как он и делал это на протяжении последних недель, в мановение ока переменил позицию и теперь призывает противостоять тому, кто стал «ещё одним мелким приказчиком на службе у этой европейской элиты, ведущей в неолиберальный тупик». Кому, как не ему, хорошо это известно. Начиная с августа 2015 года, Янис Варуфакис заявлял, что Греция была всего лишь «одной битвой в гораздо более масштабной войне». По его мнению, в то самое время «настоящей мишенью» были «французское «государство благоденствия» и его закон о труде».
В действительности, вместо тех нескольких проектов «затыкания дыр» в Евросоюзе, которые он предлагал в Берлине, и которым немецкие руководители уже сказали «nein», Эмманюэль Макрон готовится сейчас, посредством своих летних указов, закончить работу, удовлетворяющую требованиям ордолибералов, которые задают тон в Брюсселе.
В ближайшие дни Макрон, вместе со своим новым правительством, должен будет представить в Комиссию серию контрреформ, нацеленных на улучшение «конкурентоспособности» страны, и Комиссия, начиная с настоящего момента и до конца месяца, начнёт озвучивать свои «рекомендации», которые и составят основополагающие принципы политики нового президента. В марте этого года Еврокомиссия уже продемонстрировала свою линию, приветствуя законы Макрона и Эль Хомри, которые, по её мнению, позволили достигнуть «существенного прогресса» в развитии «трудового законодательства, больше стимулирующего работодателей», и «сокращения стоимости труда».
Для Еврокомиссии последним препятствием, которое оставалось преодолеть на этом пути, оставалась «иерархия норм» между трудовыми соглашениями, отраслевыми соглашениями и Трудовым кодексом. «Реформы, проведённые недавно, дали мало возможностей для работодателей отступать от отраслевых соглашений, — таково было мнение Еврокомиссии в прошлом году, — Это касается всех аспектов условий найма, в особенности заработной платы, рабочего времени и условий труда и занятости, и ограничивает способность предприятий корректировать численность своих работников исходя из своих нужд».
В настоящий момент профессиональные отрасли могут помешать предприятиям определять, в каждом случае отдельно и после обсуждений с социальными партнерами, условия отступления от отраслевых соглашений по вопросам рабочего времени. Отступления от отраслевых соглашений и от основных правовых норм в вопросах условий найма, посредством трудовых соглашений, могут быть значительно упрощены, по согласованию с социальными партнерами». Помимо санкций против безработных, отказавшихся от двух предложенных вакансий, и «потолочных значений», навязанных комиссиям по трудовым спорам в случае необоснованного увольнения, Макрон, кажется, готов идти дальше, чем сама Еврокомиссия: готовый расстаться с любым льготным принципом в трудовом законодательстве, он намерен позволить, чтобы фактическое расписание, условия труда и зарплаты обсуждались «больше на местах». Новый французский президент готовится собрать урожай хороших оценок в Брюсселе; успех же во Франции, напротив, под вопросом…