Эммануэль Макрон побывал вчера в Марселе. Конечно, не для того, чтобы принять участие в демонстрации. В тот самый час, когда шествие покидало Старый Порт, президент находился там же и осматривал это место в южной части города, поскольку здесь намечено проведение состязаний по парусному спорту Олимпиады-2024. Немногим позже Макрон встретился с мэром Марселя, а компанию им составили министр спорта Лора Флессель, мэр Парижа Анн Идальго и президент МОК Томас Бах. Визит Макрона проходил, как вы уже поняли, под лозунгом «Олимпийский город Марсель». Но Марсель не только олимпийский город, Марсель — город протестов. «Это его, президента, возможность услышать гнев и возмущение людей, населяющих департамент Буш-дю-Рон. Ему не удастся этого избежать», — комментирует Пьер Дарревиль, депутат парламента (ФКП-«Левый фронт»), который предпочёл быть вместе с протестующими, а не с высокопоставленными лицами.
Однако, глава государства нашёл формулу, с помощью которой попытался избежать конфронтации с большей частью французов: «Я верю в демократию. И она не на улице». Франсуа де Рюжи, председатель Национального собрания, вторит президенту: «Закон не пишется на улице». «Очевидно, что закон не пишется и в Национальном собрании, — возражает ему Пьер Дарревиль, — Ибо с этими указами нас попросили отказаться от наших прав, как парламентариев, составлять закон. На самом деле законы пишут в Елисейском дворце». Профсоюзы тоже не оценили президентский демарш. «Мне кажется, что для президента, который был избран меньшинством избирателей, неправильно смотреть на ситуацию под таким углом», — хлёстко комментирует Оливье Мате, секретарь департаментского объединения ВКТ. «В который раз, высокомерный и оторванный от реальности, Макрон проходится по тем, кто является производителем всех благ. Мы знаем, как заканчивают те, кто манипулирует подобными аргументами», — добавляет Мате. Бывший представитель RTM (Управление транспорта Марселя) не без лукавства напоминает о том, что его предприятие является живым примером «власти улиц»: «Когда в 2005 году трамваи Марселя захотели передать в частные руки, мы бастовали пять недель. И нам тоже говорили, что политика городского сообщества не делается с помощью забастовок. Дело закончилось тем, что трамвайный транспорт остался в ведении государства и очень хорошо функционирует…». А служащие Морского национального общества «Корсика-Средиземноморье» (SNCM) могут напомнить о том, что именно забастовка и захват кораблей работниками помешала Доминику де Вильпен полностью приватизировать государственную компанию в том же 2005 году.
«Вы помните, кто первый произнёс подобную фразу?», — спрашивает, комментируя происходящее, Ален Айо, один из национальных руководителей ФКП. И сам же отвечает на него: «Раймон Бар». «Маска уже начала сползать. И один из способов окончательно её сорвать, возможно, как раз и находится на улице. Макрон сейчас разрывается на части между тем, чтобы сохранить как можно дольше существующее положение вещей (в противоположность примеру Олланда), и той политикой, ограниченной ультралиберальной идеологией, которую он проводит. Внезапно «обновление» начинает говорить самыми что ни на есть реакционными фразами»- продолжает Айо. Софи Камар, заместитель Жана-Люка Меланшона, заявляет: «…улица, это общественное пространство, на котором формируется мнение. У меня такое впечатление, что с помощью этих фраз они пытаются задавить десятилетия социального движения. Это разрыв с демократическим наследием». Софи считает, что Макрон занял характерную для правых позиция не уступать. По мнению Пьера Дарревиля, это не удивительно, так как «большинство в стране против разрушения трудового законодательства».