LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

AZF. ШЕСТНАДЦАТЬ ЛЕТ БОРЬБЫ ЗА ПОБЕДУ

Вторник, 13 часов 30 минут. Криков радости не слышно

Вторник, 13 часов 30 минут. Криков радости не слышно. Ассоциации жертв катастрофы, собравшиеся на том месте, где прежде находился завод AZF, спокойно восприняли известие о вынесении обвинительного приговора компании «Grande Paroisse», субфилиалу «Total». Приговора, которого все они так давно ждали. В 800-х километрах отсюда, в зале апелляционного суда Парижа, куда приехали гражданские истцы, криков радости тоже не слышно. Люди испытывают не прилив энтузиазма, а облегчение. Именно это слово часто слышится из уст тех, кто пострадал от внезапного взрыва, произошедшего на заводе AZF 21 сентября 2001 года в 10 часов 17 минут.

Во вторник апелляционный суд Парижа под председательством Клодин Форкель обязал компанию «Grande Paroisse» выплатить штраф в размере 225 000 евро. Директора завода Сержа Бишлена приговорили к пятнадцати месяцам тюрьмы условно и к 10 000 евро штрафа. Оба ответчика признаны виновными в непредумышленном убийстве одного и более человек и в непредумышленном же нанесении телесных повреждений. В постановлении апелляционного суда указывается на нарушение техники безопасности, неосторожность и халатность… А представители «Total» в суд вызваны не были… Итак, головная контора избежала какого бы то ни было наказания, нефтяной концерн был осуждён через свой субфилиал «Grande Paroisse». И для этого понадобилось шестнадцать лет проверок, расследований и судебных разбирательств и три процесса по четыре месяца каждый. В результате взрыва на заводе AZF, производившем удобрения, погибли 31 человек (сотрудники завода и люди, оказавшиеся в неудачное время в неудачном месте), две с половиной тысячи мужчин и женщин получили тяжёлые ранения (некоторые из них на всю жизнь остались инвалидами), ещё около восьми тысяч — лёгкие. Сильно пострадали южные кварталы Тулузы, дома получили серьёзные повреждения. Взрыв чудовищной силы был слышен в радиусе 50 километров.

«Total» отрицает возможность промышленной аварии

За полчаса до взрыва сотрудник субподрядной организации высыпал хлорсодержащее вещество на огромную кучу нитрата аммония, хранившегося в заводском ангаре №221. По мнению апелляционного суда Парижа, это ненадлежащее действие спровоцировало химическую реакцию, приведшую к взрыву. Такой же версии придерживается следствие и большинство гражданских истцов. Смешав нитрат аммония с хлором [в ходе следственного эксперимента], эксперты смогли воспроизвести взрыв только после 24 попыток. Компания «Total» с самого начала отвергала подобные обвинения. Нефтяной концерн взял на себя выплату компенсаций жертвам (2,3 миллиарда евро), но категорически не желает представать перед судом. Ответственный, но невиновный. «Total» отрицает возможность промышленной аварии, нарушение техники безопасности на заводе и халатность.

На следующий день после катастрофы энергетический гигант собрал внутреннюю следственную комиссию (ВСК). Допросив сотрудника, который высыпал мешок хлорсодержащего вещества, комиссия узнала, что на заводе перед взрывом происходило что-то странное. Следователи «Total» обнаружили пластиковый пакет со следами хранения хлорсодержащего соединения в таком месте, где его вообще не должно было быть. Но ВСК будет долго скрывать эту ценную информацию от полиции. Официальное следствие столкнулось с многочисленными трудностями, даже просто пытаясь раздобыть план завода или штатное расписание. Частное расследование опережало полицию на несколько шагов…

Помимо сокрытия доказательств, «Total» сразу после катастрофы выбрал стратегию заметания следов. Нефтяная группа и команда её адвокатов, возглавляемая мэтром Даниэлем Суле-Ляривьером, принимала в расчёт любые объяснения, даже самые невероятные, лишь бы как можно дальше увести следствие от формулировки «промышленная авария». Выдвигались любые версии: метеорит, упавший на ангар 221; самолёт, потерявший свой двигатель; снаряд Второй мировой войны… И разумеется, теракт. Катастрофа произошла через десять дней после террористических атак 11 сентября в США. Личность одного погибшего сотрудника AZF вызвала подозрения.

В 2009 году, после семи лет расследования (две пары следственных судей сменили друг друга), в суде высшей инстанции города Тулузы начался первый процесс. В решении суда отмечались серьёзные недостатки в технике безопасности завода, но формально причинно-следственная связь между нарушениями и взрывом не была установлена. «Grande Paroisse» и Серж Бишлен были оправданы и отпущены на свободу. Прокурор Республики подал апелляцию, и в 2012 году прошёл второй процесс. На этот раз после слушаний, доставивших «Total» немало неприятностей, апелляционный суд вынес обоим подсудимым обвинительный приговор. Но выяснилось, что одна из судей по этому делу являлась одновременно заместителем председателя Ассоциации помощи жертвам. Законом запрещено быть одновременно судьёй и заинтересованной стороной. Группа «Total» обжаловала приговор в кассационном суде и 13 января 2015 года добилась отмены постановления апелляционного суда Тулузы. Наконец, с 24 января по 24 мая 2017 года в Париже вновь прошли слушания по этому делу, во время которых адвокаты ответчика продолжили стратегию ложных следов и говорили о диверсии. Не было ли на полу завода AZF нитроцеллюлозы, производимой пороховым заводом, который находился когда-то в нескольких сотнях метров от предприятия?

Во вторник апелляционный суд Парижа, несмотря на доводы защитников «Total», подтвердил приговоры, вынесенные пять лет назад судом Тулузы, смягчив, однако, наказание в отношении Сержа Бишлена. 225 000 евро – небольшой штраф для такого мощного концерна как «Total», но это максимальная сумма, установленная законом. «Правосудие состоялось. Плеть перешибла обух», – с удовлетворением отмечает Филипп Сонье, гражданский истец, представитель профсоюза работников химической промышленности CGT («!Всеобщая конфедерация труда»).

Адвокаты «Total» немедленно объявили о подаче новой кассационной жалобы. По их словам, «доказательств нет, правда неизвестна». Кассация позволяет им продлить судебный процесс ещё на год или два. Впрочем, на этот раз им будет труднее добиться её удовлетворения. Мэтр Суле-Ляривьер признался: «Я пока не могу сказать, на что мы будем опираться». Есть ли какой-то смысл в четвёртом процессе, через двадцать лет после катастрофы?


[1] Заводом  AZF управляла компания «Grande Paroisse», филиал «Atofina», дочерней коипании «Total»- прим. ред.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »