Будет ли готов «Uber» сбросить балласт, чтобы позволить шофёрам VTC вздохнуть свободно? Сегодня профсоюзы, защищающие независимых водителей (Unsa, CFDT, Capa VTC, UDCF) должны провести встречу с представителями цифровой платформы, чтобы связать их с пассажирской клиентурой и выслушать её предложения. Но вчера вечером «Uber» ещё не уточнил место и время встречи… «Мы туда идём не просто чаю попить, — ясно обозначила Сайя Баарун, генеральный секретарь профсоюза Unsa VTC. — К настоящему моменту «Uber» предоставил нам свою повестку дня, но такие вещи решаются двумя сторонами, то есть вместе с межпрофсоюзным объединением. «Uber» хочет говорить только о шофёрах, испытывающими трудности. Мы же хотим вести переговоры, обсуждать процедуру отсоединения и тарифы для всех». Профессионалы, став жертвами резко возросшего на рынке числа шофёров, низких тарифов, которые установил «Uber», и комиссии, увеличенной этой зимой в одностороннем порядке тем же самым оператором, сейчас буквально обескровлены.
В декабре демонстрации независимых водителей, использовавших блокирование аэропортов и операцию «Улитка» для того, чтобы их услышали, наделали много шуму. Но начатые под патронажем госсекретаря по вопросам транспорта дискуссии ни к чему не привели. В январе правительство назначило посредником в переговорах Жака Рапопорта. И хотя он поздравляет сам себя с тем, что определено «первое место для коллективного диалога», констатация факта по прошествии шести недель остаётся суровой. «Соглашение невозможно… в настоящий момент. Атмосфера недоверия очень сильна между «Uber» и ассоциациями водителей», — писал он в своем блоге 8 февраля.
Водители, попавшие в ловушку ухудшившейся финансовой ситуации
На протяжении двадцати девяти страниц посредник анализирует «новый, постоянно развивающийся» рынок, созданный «Uber», который испытывает необходимость в «многочисленных водителях, доступных постоянно и везде». «Завидный социальный статус», расхваливаемый платформой, привлекает «низкоквалифицированное население» находящееся в состоянии безработицы. Пережив своё «золотое время» между 2013 и 2015 годами, водители «попали в ловушку ухудшившейся финансовой ситуации, связанной с созданием своего предприятия и использованием дорогостоящего транспортного средства», расходы на которые они несут сами, так как являются независимыми. Владеющий 80 % французского рынка, «Uber» «определяет в течение нескольких лет большую часть деятельности примерно для десяти тысяч человек, при том, что никакой коллективный диалог не был организован между ними и платформой, которая регламентирует их условия труда и доходов», — заключает Жак Рапопорт. При этом «Uber» отказывается поддерживать субординационную связь с водителями. Хотя различные судебные решения уже заставили переквалифицировать договора многих шофёров в договора о работе по найму с выплатой зарплаты.
В декабре 2016 года, UВER решил в одностороннем порядке увеличить комиссию с 20 до 25 %
По мнению посредника, единственная устойчивая ситуация может быть только результатом совместной работы между «Uber» и представителями водителей. Господин Рапопорт ясно это осознаёт и просит государство взять на себя ответственность, а именно: в случае неудачи на переговорах, быть готовым назначить минимальные ставки, выплачиваемые платформой шофёрам в «ситуации финансового дисбаланса, носящей продолжительный характер»; поддерживать платформы в плане оказания поддержки водителям, испытывающим материальные затруднения; содействовать профсоюзам в их деятельности, которую закон о труде недавно утвердил в отношении независимых лиц, сотрудничающих с цифровыми платформами; регулировать слишком большую продолжительность рабочего времени …
Правительство до сих пор ещё не высказалось по этому вопросу, поскольку «Uber» его опередил, объявив о своей инициативе создать комиссию, которая занималась бы рассмотрением трудных ситуаций шофёров, сотрудничающих в основном с платформой. Минимальный жест, по мнению профсоюзов, представляющих независимых профессиональных водителей, которые написали платформе – лидеру в данном секторе, для того, чтобы начать реальные переговоры, далеко выходящие за рамки этой темы: доходы шофёров-партнеров платформы; разработка более прозрачной процедуры отсоединения, гарантирующей права водителей; признание их представителей, чтобы наладить постоянный «профессиональный диалог»; введение действий, направленных на профессионализацию водителей, испытывающих трудности. Вчера вечером гигант «Uber» не соизволил ответить на их требования.