LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ЖАН-МАРК КОППОЛА: «ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ТЕРПИТ ОТЛАГАТЕЛЬСТВ»

В течение этой пятилетки президент Республики отказался от своих обязательств, от левых идеалов и ценностей, но, что ещё хуже, он внушил чувство, что политика бессильна перед лицом экономических и финансовых воротил.

— Почему, в то время как всё внимание направлено на президентские выборы, вы решили сейчас запустить кампанию по парламентским выборам?

— Жан-Марк Коппола: Мы хотим провести в одну кампанию президентские и парламентские выборы, ведь их разделяют всего пять недель. Перестановка в избирательном календаре, которую сделал Лионель Жоспен, и против которой мы выступали, укрепила президентскую систему правления, единственная цель – получить в парламенте послушное большинство. Публичное представление наших кандидатов в эти выходные – это способ сообщить о том, что мы выступаем за изменения в политической практике и общественных институтах. Для того, чтобы реагировать на социальные, экономические и экологические вызовы, которые перед нами встают, срочно требуется демократическая революция. Мы хотим выйти из вездесущих медийных кампаний борьбы между «персоналиями», выставляющих на первый план какого-нибудь «спасителя», мужчину или женщину. Мы хотим вести дебаты по существу, участвовать определённым образом в воспитании масс и сделать так, чтобы народ стал действующим лицом, сознательным и активным, построения современной демократии, которая позволит выйти из кризисов.

— Какие опасности таит в себе то, что ФКП называет «президентской монархией»?

— Жан-Марк Коппола: Президентская система правления переживает кризис. Даже локально, как в мегаполисах, возникают монархические сообщества, всё более и более далёкие от граждан и их чаяний. Между населением и теми, кто претендует на то, чтобы быть его представителями, образуется пропасть. В течение этой пятилетки президент Республики отказался от своих обязательств, от левых идеалов и ценностей, но, что ещё хуже, он внушил чувство, что политика бессильна перед лицом экономических и финансовых воротил. Все институты V Республики изжили себя. Мы стоим на цивилизационном распутье, так как опасность заключается в том, что, столкнувшись с этим кризисом, некоторые граждане поддаются искушению со стороны авторитаризма, исходящего от правых сил и Народного фронта, и даже от технократии. Надо выйти с честью из этого политического кризиса, вернув все права народу. Поэтому VI Республика должна быть основана на современной, всецело партиципаторной демократии, которая освободила бы нашу страну от опеки финансовых рынков. И у нас есть масса предложений, как положить конец всемогущему президентскому правлению, расширив возможности парламента. Упразднение статьи 49-3[1] в этом смысле символично.

— Достаточно ли изменить институциональную систему, чтобы устранить недоверие в отношении политики?

— Жан-Марк Коппола: Необходима другая концепция политической практики, другой способ устройства демократии. От парламента к предприятию, от местного масштаба к европейскому уровню. Права и способы участия всех и каждого должны стать предметом гражданской полемики. Её должна поддержать Конституционная ассамблея, избираемая всеобщим голосованием начиная с этого года, в задачи которой будет входить разработка проекта новой конституции. Статус депутата и общественного деятеля, сокращение рабочего дня, культура, массовое воспитание… Всё это исходит из гражданской ответственности за общее дело, за всеобщие интересы и управление общественными благами. Это самый верный способ ответить на те страхи, которые рождаются от незнания и усугубляются терроризмом, и которые влекут за собой эксклюзивные формы национализма и в то же самое время невиданный запрос на авторитаризм и изоляционизм.

Две трети французов – за жизнь в Республике

На вопрос социологов большинство французов говорят «да» новой Республике. Так, в 2015 году для издания «Ле Паризьен» институт Odoxa подсчитал, что 62 % респондентов предпочитают создание VI Республики с предоставлением более широких прав парламенту и менее широких – президенту, что говорит о многом. Настроения склоняются больше «влево» (69 %), чем «вправо» (56 %), но подавляющее большинство населения политически активно и относит себя к одному или другому лагерю. Только 37 % французов против тех и других и лишь 1 % на момент опроса «не имел мнения». Столь малая цифра сама по себе демонстрирует то, что дискуссия, которая почему-то считается делом техническим, сложным, не оказывающим прямого воздействия на повседневную жизнь, на самом деле может живо заинтересовать французов.


[1] Статья 49 п. 3 Конституции 1958 г., позволяет исполнительной власти навязать Парламенту принятие закона без голосования. Последний может выразить протест только через вотум недоверия. 15 декабря 2016 г. Мануэль Вальс высказал свою готовность отменить эту статью, воспринимаемую многими как антидемократическую. – прим. ред.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »